+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

О некоторых вопросах применения законодательства об административной ответственности

"Юридический мир" № 08/2009

О некоторых вопросах применения законодательства об административной ответственности

 

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

В практике применения административной ответственности за налоговые правонарушения может возникать множество вопросов. Один из них — возможно ли при определении размера административного взыскания для унитарного предприятия (далее — УП) одновременно применять ст. 7.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и нормы Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2007 № 685 «О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности» (далее — Указ № 685), уменьшая тем самым размер штрафа не в 2, а в 4 раза? При этом следует иметь в виду, что УП создано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» (далее — Указ № 302).

Согласно ст. 7.9 КоАП при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, преду­смотренных п. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.2 КоАП, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими, административные взыскания за правонарушения, предусмотренные ст. 13.1–13.11 КоАП, налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах установленных в указанных статьях КоАП минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза.

Исходя из п. 1.2 Указа № 685 УП, созданные в соответствии с Указом № 302 и Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 496 «О совершенствовании порядка создания индивидуальными предприятиями частных унитарных предприятий и их деятельности» (далее — Указ № 496), при совершении ими до 31.12.2009 админи­ст­ративных правонарушений могут быть подвергнуты административному штрафу в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза. Данная норма применяется к УП при условии добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнения возложенной на них обязанности, за неисполнение которой наступает административная ответственность, а также при наличии иных обстоятельств, признанных смягчающими, и отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Отвечая на поставленный вопрос, хотелось бы обратить внимание на то, что нормы Указа № 685 по отношению к КоАП носят специальный характер. При этом Указом № 685 преду­смотрен схожий с установленным ст. 7.9 КоАП порядком алгоритм наложения административного штрафа на УП, созданное в соответствии с Указом № 496.

Учитывая установленный ст. 4.2 КоАП прин­цип равенства субъектов административной ответственности перед законом, УП, созданные в соответствии с Указом № 496, не должны пользоваться более привилегированным порядком определения размера административного штрафа в сравнении с другими юридическими лицами.

В связи с этим представляется, что применение одновременно ст. 7.9 КоАП и Указа № 685 не будет отвечать принципу равенства субъектов хозяйствования перед законом и при наложении на УП административного штрафа следует руководствоваться Указом № 685, а не ст. 7.9 КоАП.

Ответы на другие вопросы Вы найдете в печатной (или электронной) версии журнала

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023