+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Предупреждение юридического лица в рамках законодательства об административных правонарушениях

"Юридический мир" № 08/2009

••• Предупреждение юридического лица в рамках законодательства об административных правонарушениях

 

Оксана ТЕМНИЦКАЯ

 

В настоящее время все больше появляется мнений о необходимости корректировки Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в части соразмерности налагаемых административных взысканий совершенным административным правонарушениям. В большинстве своем санкции носят не просто воспитательно-превентивный характер, а исключительно карательный, который может повлечь за собой ликвидацию субъекта хозяйствования. В целях расширения круга правонарушений, за совершение которых возможно применение воспитательно-превентивных мер, таких как предупреждение, необходимо рассмотреть возможность применения такой меры административного взыскания к юридическим лицам.

 

КоАП определяет, что административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

В целом, применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Развитие рыночных отношений повлекло за собой развитие института юридических лиц как наиболее активных участников экономической деятельности. В силу этого увеличилось число административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами. В соответствии со ст. 4.8 КоАП юридические лица наряду с физическими лицами подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие, бездействие), за которое установлена административная ответственность. Таким образом, признаками административного правонарушения, совершаемыми как физическими, так и юридическими лицами, являются:

— антиобщественность;

— противоправность;

— виновность;

— наказуемость.

Законодатель определил, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое — нет. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и других отраслей права, охраняемых мерами административной ответственности. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Исходя из ч. 2 ст. 6.2 КоАП в отличие от физических лиц к юридическим лицам не может быть применено такое административное взыскание, как предупреждение. Многие задаются вопросом: почему? Ведь административное взыскание, которое налагается на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Так почему же в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений нельзя применять предупреждение как меру административного взыскания к юридическому лицу?

 

Что такое предупреждение? 

Рассмотрим правовую природу данной меры административного взыскания. Определяя предупреждение как вид административного наказания, законодатель рассматривает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями. Согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП предупреждение наряду со штрафом, исправительными работами и административным арестом применяется в качестве основного административного взыскания.

В соответствии со ст. 6.4 КоАП предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения. Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется уполномоченным органом государства (его должностным лицом) к физическим лицам как субъектам административных правоотношений, находящимся в рамках административной ответственности.

Само по себе предупреждение рассматривается законодателем в качестве итоговой негативной реакции на деяние (действие, бездействие), признаваемое и характеризуемое как административное правонарушение, то есть противоправное, виновное, общественно вредное действие (бездействие) физического лица, преследуемое законом под угрозой административного наказания.

Предупреждение, как и другие виды административных наказаний, носит личный характер, то есть применяется к конкретному физическому лицу и может быть, по мнению автора, применено и к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение. При этом указанная мера административной ответственности может применяться лишь за виновное совершение административного правонарушения.

Предупреждение по своим последствиям не отличается от других видов административных наказаний, поскольку означает привлечение субъекта к административной ответственности со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. В этом состоит отличие предупреждения от признания административного правонарушения малозначительным в силу ст. 8.2 КоАП, когда суд либо орган, ведущий административный процесс, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности, и лицо считается не привлекавшимся к ней. Кроме того, с применением предупреждения наступает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

По своему содержанию предупреждение как административное наказание представляет собой карательную санкцию исключительно морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном и легальном причинении правонарушителю морального вреда от имени государства. Но, как подчеркивается в административно-правовой литературе, по сравнению с другими административными наказаниями доза карательного воздействия в таком предупреждении минимальна, и оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер. Мы согласны с такими выводами, поскольку вынесение предупреждения является по преимуществу профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности и способствовать выполнению им правовых обязанностей.

 

Опыт соседей 

Анализируя законодательство стран СНГ, можно констатировать, что как мера административного взыскания предупреждение применяется и к юридическим лицам, например, в Российской Федерации, Казахстане.

Статья 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает, что в отношении как физического, так и юридического лица может быть применено предупреждение, которое выражается в официальном порицании. Как гласит ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение выносится в письменной форме.

Например, ст. 14.25 КоАП РФ за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление определено законом, предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Копия постановления, вынесенного в отношении физического или юридического лица, о назначении административного наказания в виде предупреждения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения данного постановления. Согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, протокол об административном правонарушении не составляется. КоАП РФ, исходя из ст. 31. 5 не предусматривает возможность отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении данного вида административного наказания.

В случае применения к правонарушителю предупреждения вместе с любым другим более суровым видом административного взыскания определение названной меры как воспитательно-превентивной окажется лишенным всякого смысла и уже в силу этого не будет соответствовать требованию соразмерности назначаемого наказания совершенному правонарушению. Поэтому законодатель и определяет предупреждение как основное административное наказание, которое применяется самостоятельно и лишь в прямо предусмотренных законом случаях. В связи с этим можно сказать, что предупреждение является самодостаточной мерой административного наказания за определенные составы нарушений.

Вместе с тем предупреждение влечет для лица серьезные ограничения морального характера, поскольку карательная составляющая данного административного наказания усиливается, прежде всего, такими факторами, как его применение в связи с административным правонарушением и наступление административного наказания в течение определенного законом срока. Так, например, исходя из п. 2 ч. 1 ст. 4. 3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым такому наказанию, отнесено к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность.

 

В заключение хотелось бы отметить, что норма, предусматривающая возможность применения предупреждения к юридическому лицу, соответствует целям административного наказания, применяемого к юридическим лицам, так как административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Учитывая большое профилактическое значение данной меры, целесообразно значительно расширить круг таких правонарушений, за совершение которых возможно ее применение.

В связи с этим с целью законодательного урегулирования данного вопроса необходимо дополнить КоАП соответствующими положениями, предусмотрев, за какие конкретные административные правонарушения законодатель может применить к юридическому лицу предупреждение исходя из принципа соразмерности назначаемого наказания совершенному правонарушению.

 

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023