+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Изменение порядка разрешения разногласий, связанных с проведением процедур закупок

"Юридический мир" № 05/2009

••• Изменение порядка разрешения разногласий, связанных с проведением процедур закупок

 

Максим БЕНСМАН

С целью более подробной регламентации порядка разрешения разногласий, возникающих в процессе проведения государственных закупок, 30 марта 2009 г. Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление № 387 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987» (далее — постановление № 387). Этот нормативный акт дополняет новой главой Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее — Положение о закупках). Новая, девятая глава называется «Разрешение разногласий, связанных с проведением процедур закупок».

Подача и содержание жалобы

Пункт 13 Положения о закупках ранее содержал общую норму, согласно которой в случае нарушения установленного законодательством порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) участник вправе был обжаловать действия (бездействие) и решения заказчика, конкурсной комиссии и (или) ее членов в установленном законодательством порядке. Порядок рассмотрения жалоб, установленный постановлением № 387, имеет некоторые отличия.

Первое, на что следует обратить внимание, это общий принцип подачи жалобы. В соответствии с п. 137 Положения о закупках жалоба на действия (бездействие) и решения заказчика может быть подана либо руководителю заказчика, либо в вышестоящий орган, которому заказчик подчинен. Кроме того, участник вправе обжаловать действия заказчика в судебном порядке без предварительного их обжалования руководителю заказчика или в вышестоящий орган. Решения руководителя заказчика и вышестоящего органа, вынесенные по жалобе участника, также могут быть обжалованы участником в судебном порядке. Таким образом, право выбора способа защиты своих прав принадлежит участнику. Он самостоятельно принимает решения о том, каким образом обжаловать действия заказчика: путем подачи жалобы вышестоящим должностным лицам или органам либо в судебном порядке.

Исходя из п. 138 Положения о закупках жалоба руководителю заказчика либо в вышестоящий орган может быть подана участником только до заключения договора по результатам процедуры закупки. Следует иметь в виду, что в случае одновременной подачи участником жалобы руководителю заказчика и в вышестоящий орган рассматриваться жалоба будет только вышестоящим органом. Руководитель заказчика в соответствии с п. 140 Положения о закупках обязан прекратить рассмотрение жалобы при получении уведомления о поступлении жалобы в вышестоящий орган. Рассмотрение жалобы также прекращается в случае заключения договора по результатам процедуры закупки.

Еще одно отличие от ранее действовавшего порядка подачи жалобы участником процедуры закупки является наличие ряда требований к оформлению такой жалобы. В соответствии с п. 141 Положения о закупках жалоба подается в письменной форме и должна содержать:

- наименование и юридический адрес заказчика или вышестоящего органа, в который направляется жалоба;
- полное наименование организации и ее юридический адрес либо фамилию, имя и отчество физического лица, данные о его месте жительства, которыми подается жалоба;
- наименование и юридический адрес заказчика, фамилии его руководителя и члена комиссии, действия (бездействие) или решение которых обжалуются;
- наименование и юридический адрес (фамилия, имя, отчество и место житель­ства) участников при наличии у лица, подающего жалобу, таких сведений;
- вид процедуры закупки, источник ее финансирования;
- мотивы (основания) жалобы с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству действий (бездействия), решений заказчика, его руководителя, члена комиссии;
- фамилию, собственное имя, отчество и подпись подающего жалобу участника, заверенную печатью организации, в случае, если такой участник — организация.

Также к жалобе могут прилагаться копии решений (писем), принятых (данных) заказчиком, а также документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лицу, подающему жалобу, следует иметь в виду, что исходя из п. 142 Положения о закупках жалоба, не соответствующая указанным требованиям, может быть оставлена без рассмотрения. При этом уведомление с указанием причин оставления жалобы без рассмотрения в пятидневный срок должно быть направлено обратившемуся лицу.

Рассмотрение жалобы и принятие решений по ней

Рассмотрение поданной жалобы в соответствии с п. 139 Положения о закупках осуществляется руководителем заказчика или вышестоящего органа.

Как и раньше, при получении жалобы руководитель заказчика или вышестоящий орган обязаны приостановить проведение процедуры закупки. В соответствии с п. 143 Положения о закупках руководитель заказчика приостанавливает процедуру закупки на срок до 7 рабочих дней со дня поступления жалобы, а вышестоящий орган, рассматривающий жалобу, — на срок до 14 календарных дней со дня получения заказчиком уведомления о приостановлении процедуры закупки. В целях обеспечения прав участника, подавшего жалобу, руководителю заказчика и вышестоящему органу предоставлено право продлить вышеуказанный срок приостановления процедуры закупки до ее разрешения, но на общий срок не более 30 календарных дней.

Приостановление процедуры закупки не применяется, если Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь установлены сроки проведения этой процедуры, не позволяющие осуществить ее в случае такого приостановления. Решение с обоснованием необходимости продолжения процедуры закупки принимается руководителем заказчика или вышестоящим органом и приобщается к справке о процедуре закупки. Такое решение может быть обжаловано участником, подавшим жалобу, в судебном порядке.

В случае получения жалобы заказчик или вышестоящий орган в течение 3 рабочих дней уведомляют письменно участников и государственные органы, интересы которых затронуты (могут быть затронуты) в результате рассмотрения жалобы, о ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Если жалоба поступила в вышестоящий орган, то уведомление о ней и о приостановлении либо неприостановлении процедуры закупки вышестоящий орган в течение 3 рабочих дней направляет также заказчику.

Участникам, получившим уведомление о поступлении заказчику жалобы, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 145 Положения о закупках участник, не принявший участие в рассмотрении жалобы, впоследствии лишается права подачи аналогичной жалобы по данной закупке. В рассмотрении жалобы также имеет право участвовать любой государственный орган, интересы которого затронуты или могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы.

Жалоба с принятием решения должна быть рассмотрена в течение сроков, установленных для приостановления процедуры закупки, ч. 1 и 2 п. 143 Положения о закупках.

Решение по жалобе принимается в письменной форме и должно содержать обоснование мотивов принятия решения и меры, направленные на удовлетворение изложенных требований в случае полного или частичного удовлетворения жалобы. Руководитель заказчика либо вышестоящий орган вправе принять одно либо несколько из следующих решений:

- обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие Положению о закупках;
- полностью или частично отменить незаконное решение. При этом они не вправе принять решение о расторжении договора после его заключения;
- обязать заказчика возместить убытки, понесенные участником, подавшим жалобу, в связи с участием в процедуре закупки и в результате незаконного действия (бездействия) либо решения заказчика, комиссии и (или) ее членов;
- распорядиться о прекращении процедуры закупки и обязать заказчика провести повторную процедуру закупки;
- признать жалобу необоснованной;
- разрешить заключение договора в определенные заказчиком сроки, если Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь или вышестоящим органом установлены сроки проведения процедуры закупки, не позволяющие осуществить ее в случае приостановления.

Вынесенное по жалобе решение в течение 3 рабочих дней с даты его вынесения направляется участнику, подавшему жалобу, заказчику, другим участникам и государственному органу, принявшим участие в разрешении жалобы.

 

В заключение отметим, что исходя из п. 151 Положения о закупках действия (бездействие) и решения заказчика комиссии и ее членов, руководителя заказчика либо вышестоящего органа могут быть обжалованы в судебном порядке на любом этапе осуществления закупки. При этом завершение процедуры закупки не лишает участников, считающих, что при проведении закупки заказчиком были допущены нарушения установленного порядка ее проведения, права на обращение в суд за защитой нарушенных прав.

В связи с этим при проведении конкурсов заказчикам следует не забывать еще одно обстоятельство. В соответствии со ст. 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание же торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Исходя из п. 4 ст. 417 ГК конкурс является одной из разновидностей процедур торгов.

Таким образом, если, по мнению участника процедуры, при проведении конкурса был нарушен установленный порядок его проведения, участник вправе требовать в судебном порядке признания проведенных торгов недействительными. В случае удовлетворения судом иска участника договор, заключенный заказчиком по результатам конкурса, будет являться недействительным. Следовательно, при проведении процедур государственных закупок во избежание жалоб и судебных споров заказчикам следует внимательно относиться к соблюдению установленного порядка их проведения.

 

ООО «РегистрМедиа» 1996-2022