+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Усилия МФК не пропали даром

"Юридический мир" № 02/2007

Усилия МФК не пропали даром
Павел АБРАМОВИЧ

Международная финансовая корпорация (далее — МФК; Корпорация) — инвестиционное подразделение Группы Всемирного банка — удовлетворена результатами деятельности в Беларуси в 2006 г. и планирует продолжить работу в нашей стране. Таковы главные итоги состоявшейся в Минске пресс-конференции, посвященной итогам работы МФК за указанный период.

В целом 2006 год был удачным для МФК, поскольку Корпорация расширила свое
присутствие в нашем регионе. В частности, в России ею было реализовано инве-стиционных проектов на общую сумму 367 млн долл. США, в Украине — на 224 млн долл. США. Беларусь, которая стала членом и акционером МФК в 1992 г., смогла «освоить» за прошедший год всего 40 млн долл. США, предоставленных Корпорацией1 . Эти деньги будут направлены на создание первого в Беларуси крупного завода по производству соков на базе Бобруйского консервного завода и первой сети дисконтных магазинов в 15 городах республики. Кроме того, наша страна получила в истекшем году 640,5 тыс. долл. США в виде консультативной помощи.

Сегодня МФК сфокусировала внимание на развитии сектора малых и средних предприятий в Беларуси и улучшении делового климата в республике. Так, в 2006 г. Корпорация работала над определением проблем в области регулирования белорусского бизнеса путем опросов предпринимателей и анализа законодательства (в результате Правительству Беларуси был предоставлен отчет с рекомендациями), совершенствованием административных процедур. Также МФК занималась информационной поддержкой малого и среднего бизнеса (далее — МСБ).

Не в последнюю очередь благодаря усилиям МФК в Беларуси был внедрен принцип «одного окна», что позволило упростить процедуру регистрации субъектов хозяйствования. С введением данного принципа время регистрации сократилось на 11 дней (с 41 до 30), а стоимость самой процедуры — на 58%. Однако, как заявила старший советник по экономическим вопросам МФК в Беларуси Ольга Годунова, регистрация по-прежнему остается сложной и недешевой. По мнению МФК, следующими шагами на пути совершенствования процедуры должны стать введение заявительного принципа регистрации, сокращение количества требуемых документов (до 5) и введение стандартных форм (бланков) для оставшихся, сокращение перечня оснований для отказа в регистрации (с 9 до 2), а также создание единого регистрирующего органа.

Не без участия МФК белорусские власти занялись и «модернизацией» в сфере регулирования проверок.

Кроме того, Корпорация подготовила предложения Совету Министров Беларуси по совершенствованию разрешительной системы и рекомендации в области администрирования налогообложения, лицензирования, а также инвестиционного законодательства. В частности, если взять администрирование налогообложения, то оно, по данным МФК, остается чрезмерно обременительным для белорусских субъектов хозяйствования. Издержки МСБ на сверхурочную работу бухгалтеров, по исследованиям МФК, могут составить около 15 млн долл. США. Это более чем в 10 (!) раз превышает сумму, которую государство планировало потратить из всех источников на поддержку малого бизнеса в 2006 г.

 

Ценный опыт Могилевского облисполкома

На конференции также подводились итоги пилотного совместного проекта МФК и Могилевского областного исполнительного комитета. Предваряя разговор об этом, заместитель председателя комитета экономики, начальник управления предпринимательства Могилевского облисполкома Виктор Красовский сообщил, что сегодня в Могилевской области работает 2 700 коммерческих организаций и около
22 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП). Доля платежей, вносимых ИП в бюджет области, составила 19,3% и имеет устойчивую динамику роста. Как отметил В. Красовский, «для некоторых регионов области вклад предпринимательства в бюджет уже стал или становится определяющим». Так, в Могилевском районе платежи в бюджет от предпринимательского сектора экономики в ноябре 2006 г. составили 53%. То, что платежи, вносимые ИП, впервые преодолели 50-процентный рубеж, В. Красовский назвал «знаменательным фактом».

Как видно, предприниматели в Беларуси постепенно становятся «почетными донорами» региональных бюджетов. И это несмотря на сложные условия для ведения бизнеса, существующие в нашей стране.

Вышеупомянутый проект реализовывался в течение 2006 года в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве, подписанным МФК и Могилевским облисполкомом 14 декабря 2005 г. Для его реализации была создана межведомственная группа, в которую вошли представители МФК, Могилевского обл- и горисполкома, а также органов, выдающих разрешения. Координировало работу управление предпринимательства Могилевского облисполкома.

Предметом изучения в рамках проекта явились комплексные разрешительные процедуры для открытия объектов малого бизнеса в арендуемых помещениях городской коммунальной собственности Могилева. В ходе реализации проекта было принято решение пересмотреть эти процедуры и упростить их, что и было сделано. В частности, начиная с января 2007 г. в Могилеве для организации работы объектов торговли и общественного питания не понадобятся такие разрешения, как согласование ассортиментного перечня товаров с органами Министерства по чрезвычайным ситуациям областного уровня и согласование с органами внутренних дел ночного и круглосуточного режима работы объектов. Теперь могилевским предпринимателям понадобится на 3 месяца меньше времени на получение разрешений для открытия бизнеса, а количество разрешительных инстанций сократится на 10%. По оценкам МФК, выручка сектора торговли и общественного питания в Могилевской области может вырасти на 1,7 млн долл. США в год. Как сообщил В. Красовский, Могилевский облисполком намерен упростить и процедуру согласования места размещения объектов на предпроектной стадии, в частности, планируется отменить согласование с администрацией района г. Могилева, на территории которого будет находиться объект. Начальник управления предпринимательства Могилевского облисполкома акцентировал внимание на том, что выдача практически всех видов разрешений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, регламентируется республиканскими нормативными правовыми актами.

По результатам проекта были составлены алгоритмы прохождения разрешительных процедур, представляющие собой наглядные схемы последовательных этапов получения разрешений с указанием наименований разрешительных органов и видов требуемых разрешительных документов, создана сводная информационная база данных об указанных процедурах. Кроме того, было подготовлено руководство для предпринимателей по прохождению разрешительных процедур и предложения по их совершенствованию2 , которые представлены на рассмотрение государственных органов на национальном и региональном уровнях.

 

Перспективы упрощения процедуры регистрации

Об итогах сотрудничества с МФК в своем выступлении на пресс-конференции говорила и начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь Нина Дубовик. По ее словам, контакт Министерства юстиции с Корпорацией установлен достаточно давно, и это само по себе является подтверждением взаимной открытости и заинтересованности двух организаций друг в друге. «Нас объединила одна общая цель — совершенствование законодательства в области государственной регистрации субъектов хозяйствования», — сказала Н. Дубовик. Важным событием в этой сфере, по мнению начальника управления Минюста, можно считать принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 10.04.2006 № 6 (далее — Декрет № 6), которым были внесены существенные изменения в Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 в редакции Декрета от 17.12.2002 № 29. Декрет явился результатом взаимодействия Минюста как с регистрирующими органами, другими министерствами, так и с негосударственными структурами, включая МФК, чьи предложения были учтены при подготовке проекта Декрета № 10.

К эффективной форме сотрудничества Минюста и МФК начальник управления Минюста отнесла и регулярно проводимые Корпорацией круглые столы и международные конференции, в частности по проблеме введения принципа «одного окна». Так, на международной конференции, проведенной в 2006 г., Минюст представил доклад, в котором среди прочего была высказана позиция Министерства по предполагаемым нововведениям в области государственной регистрации. Практическим результатом этой конференции явилось повышение нормотворческой активности предпринимательских структур. По словам Н. Дубовик, в адрес Министерства поступило множество предложений и замечаний от бизнес-ассоциаций. К удивлению министерских работников свои проекты предложили на рассмотрение и индивидуальные предприниматели. Все это, по мнению начальника управления Минюста, свидетельствует о том, что работа, проводимая МФК в области информирования, дает свои результаты.

В целях правового просвещения и повышения информированности граждан и предпринимателей о позиции Минюста по вопросам, связанным с госрегистрацией, Министерство совместно с МФК подготовило сборник, включающий нормативные правовые акты по данным вопросам и выработанные Минюстом рекомендации по разрешению возникающих на практике проблем, связанных с регистрацией.

С изданием Декрета № 10 в области госрегистрации в 2006 г. произошла определенная либерализация. Но нужно идти дальше, считает Н. Дубовик. Дальнейшая работа над упрощением процедуры регистрации будет проходить во исполнение комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2006 № 1029.Названным документом предусмотрено принятие нормативного правового акта, который бы устанавливал заявительный принцип госрегистрации. В рамках подготовки к принятию этого акта Минюст в настоящее время анализирует вопрос о создании в республике единого регистрирующего органа. Кстати, техническая возможность для этого уже имеется. Как сообщила Н. Дубовик, 29 декабря 2006 г. был подписан приемочный акт п. 3 государственной программы «Электронная Беларусь», касающийся вопросов создания и введения такого органа. После окончательного завершения всех работ регистрирующие органы республики будут иметь техническую возможность для того, чтобы обеспечивать передачу информации о зарегистрированном юридическом лице по «цепочке».

 

В беде не оставят

Несмотря на отдельные положительные результаты, состояние делового климата в Беларуси требует дальнейшего усовершенствования. Так считает представитель группы Всемирного банка в Беларуси Крэйг Белл, принявший участие в пресс-конференции. Учитывая повышение цен на энергоресурсы, республика может оказаться не в состоянии в дальнейшем выделять значительные средства на финансирование неэффективных проектов, сохраняя при этом прежние темпы роста ВВП на уровне 9% в год. В этих условиях, по мнению К. Белла, источниками устойчивого экономического роста будут частный сектор, развитие МСБ и растущие инвестиции. Однако прежде необходимо провести административные и регуляторные реформы. Как заявил К. Белл, путь Беларуси предстоит долгий, но МФК, Всемирный банк готовы сделать все возможное, чтобы облегчить его.

 1 На сегодняшний день общая сумма инвестиций МФК в экономику Беларуси составила 111,5 млн долл. США. — Здесь и далее прим. авт.

 2 В частности, речь идет об исключении необходимости получать заключение вневедомственной экспертизы на проектную документацию для объектов МСБ, что позволит ускорить как минимум на 2 месяца подготовку

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023