+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Регистрация и охрана товарных знаков по новым правилам

"Юридический мир" № 09/2016

••• Регистрация и охрана товарных знаков по новым правилам

Сергей ЛОСЕВ,

кандидат юридических наук, доцент

Как известно, с 15 июля текущего года вступил в действие Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 352-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» (далее ― Закон № 352-З), который существенно изменил законодательство Беларуси о товарных знаках.

В соответствии с изменившимся Законом Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (в ред. Закона от 27.10.2000 № 447-З) (далее ― Закон № 2181-XII) было приведено и Положение о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 № 1719 (далее ― Положение). Кроме того, принято постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 29.06.2016 № 1 «Об утверждении форм документов, связанных с правовой охраной товарного знака и знака обслуживания» (далее ― Постановление № 1), которым внесены изменения в содержание отдельных форм документов, используемых при регистрации товарного знака.

Хотя в результате всего этого процедура регистрации товарного знака и не претерпела радикальных изменений, однако те изменения, которые произошли в механизме охраны товарных знаков, заслуживают отдельного внимания.

Составление заявки на регистрацию товарного знака

Составляя заявку на регистрацию товарного знака, необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Изменилась форма заявки (новая форма утверждена Постановлением № 1). Отличием новой формы заявки является присутствующее в ней примечание, согласно которому вопрос о том, заявляется ли обозначение в черно-белом или цветовом исполнении, определяется не заявителем, а патентным органом. В то же время согласно п. 44 Положения предусмотрено, что вариант исполнения заявленного обозначения определяется заявителем. Очевидно, что в этой коллизии приоритет должен отдаваться требованиям Положения. Новацией в отношении обозначений, заявляемых в цветовом исполнении, является и то, что вместо названия используемых цветов могут указываться их коды в цветовой модели CMYK (субтрактивная схема формирования цвета, используемая в полиграфии для цветной печати).

От заявителя требуется при определении перечня товаров (работ, услуг), в отношении которых регистрируется знак, сгруппировать их по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), действующей на дату подачи заявки.

Обновленное законодательство по-прежнему не предполагает возможности подачи заявки на регистрацию товарного знака в электронной форме. Согласно п. 64 Положения заявка подается в патентный орган непосредственно или направляется по почте. В то же время у заявителя появилась возможность представлять в патентный орган документ, подтверждающий уплату патентной пошлины, а также доверенность, удостоверяющую полномочия патентного поверенного (если заявка подается патентным поверенным), как одновременно с подачей заявки, так и в течение двух месяцев после ее подачи.

Процедура регистрации

Процедура регистрации товарных знаков не претерпела радикальных изменений, оставаясь проверочной и состоящей из двух экспертиз: предварительной экспертизы и экспертизы заявленного обозначения. Тем не менее, стоит обратить внимание на отдельные из изменений, призванных в определенной мере упростить и сделать процедуру более удобной для заявителя.

Во-первых, законодательно установлен предельный срок проведения экспертизы заявленного обозначения, составляющий 2 года с даты принятия заявки к рассмотрению.

Во-вторых, существенным новшеством процедуры регистрации стала публикация сведений о заявке, прошедшей предварительную экспертизу и принятой к рассмотрению, на официальном сайте патентного органа в сети Интернет. Основное значение такой публикации состоит в заблаговременном информировании заинтересованных лиц о предполагаемой регистрации соответствующего обозначения в качестве товарного знака. В то же время следует обратить внимание на то, что лица, чьи законные интересы могут быть затронуты регистрацией товарного знака (владельцы конкурирующих товарных знаков, иных средств индивидуализации, произведений, используемых в заявленном обозначении и т.п.), по-прежнему не будут иметь возможности препятствовать такой регистрации на стадии проведения экспертизы заявленного на регистрацию обозначения, а смогут лишь оспаривать вынесенное патентным органом решение о регистрации.

В-третьих, в Закон № 2181-XII включена новая ст. 141, посвященная восстановлению пропущенных сроков, связанных с процедурой регистрации товарного знака (сроков предоставления требуемых патентным органом документов, заявления ходатайства о повторной экспертизе, а также обжалования решения патентного органа).

Обращаясь за регистрацией товарного знака, следует обратить внимание на изменения, которые произошли в перечне оснований для отказа в регистрации товарного знака. В частности, расширена сфера применения запрета на регистрацию обозначений, представляющих собой знаки или указания, используемые для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров. Действующая норма устанавливает запрет на регистрацию обозначений, не только состоящих из таких знаков и указаний, но и обозначений, в которых такие знаки и указания занимают доминирующее положение.

Более существенным представляется новый подход к разрешению конфликта между обозначением, заявляемым на регистрацию в качестве товарного знака, и охраняемым промышленным образцом, обладающим более ранним приоритетом. Данный вопрос является актуальным в связи с тем, что регистрируемые в качестве товарных знаков изобразительные и объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, могут охраняться как промышленные образцы, в качестве которых патентуются художественные или художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид изделий. В отличие от ранее действовавшей редакции Закона № 2181-XII, называвшей в качестве основания для отказа в регистрации лишь тождественность конфликтующих объектов, новая редакция ст. 5 Закона № 2181-XII учитывает также ситуацию их возможного сходства до степени смешения. При этом в отношении столкновения с промышленным образцом сделано уточнение о том, что речь должна идти о регистрации обозначения в отношении однородных товаров.

С основаниями для отказа в регистрации знака связано расширение полномочий патентного органа в рамках проведения экспертизы заявленного обозначения. Согласно новой редакции п. 1 ст. 10 Закона № 2181-XII в ходе экспертизы патентный орган должен будет проверять не только отсутствие абсолютных оснований для отказа в регистрации и отсутствие конфликта с уже зарегистрированными или ранее заявленными на регистрацию товарными знаками, но также и отсутствие конфликта заявленного обозначения с охраняемым или заявленным на регистрацию с более ранним приоритетом наименованием места происхождения товара.

Говоря о процедуре регистрации товарного знака, нужно обратить внимание на переходную норму: согласно ст. 3 Закона № 352-З заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, рассмотрение которых не завершено до даты вступления в силу этого Закона, рассматриваются патентным органом в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 352-З. Данная норма означает, что все заявки на регистрацию товарного знака, поданные до 15 июля 2016 г., должны рассматривать в соответствии с нормами ранее действовавшей редакции Закона, и предусмотренные Законом № 352-З ограничение срока проведения экспертизы двухлетним сроком, Интернет-публикация заявки, возможность восстановления пропущенных сроков и др. к ним не применяются.

Распоряжение правом на товарный знак

Серьезные изменения произошли в нормах, регулирующих договорные отношения по поводу товарных знаков. Наиболее существенные изменения, относящиеся к лицензионным договорам о предоставлении права пользования товарными знаками, включены в Гражданский кодекс Республики Беларусь, ст. 1023 которого предусматривает, что по требованиям, предъявляемым к качеству товаров, работ и (или) услуг лицензиата, на которых (в отношении которых) применяется товарный знак лицензиара, лицензиар несет субсидиарную ответственность.

Введение в законодательство Республики Беларусь нормы, устанавливающей субсидиарную ответственность лицензиара, предоставившего право использования своего товарного знака третьему лицу, по требованиям, предъявляемым к качеству товаров этого третьего лица, маркируемых предоставленным по лицензии товарным знаком, обусловлено рядом причин. Во-первых, установление ответственности лицензиара за качество товара, вводимого в гражданский оборот с использованием его товарного знака, будет стимулировать владельца товарного знака осуществлять реальный контроль за качеством товаров (работ, услуг) лицензиата. Во-вторых, установление субсидиарной ответственности лицензиара будет способствовать более эффективной защите прав потребителей. Использование товарного знака по лицензии связано с тем, что для потребителя создается ситуация, способствующая смешению товаров (работ, услуг) различных субъектов (владельца товарного знака и лицензиата). Это требует повышения уровня защищенности интересов потребителя, которая может быть обеспечена включением владельца товарного знака в правоотношения, возникающие в связи с нарушением прав потребителя, в качестве лица, несущего дополнительную ответственность по обязательствам, связанным с недостатками товаров (работ, услуг).

Защита прав на товарный знак

Радикальные изменения претерпели нормы, посвященные гражданско-правовой защите исключительного права на товарный знак. Изменения, внесенные в ст. 29 Закона № 2181-XII, сводятся к следующему.

Во-первых, уточнены субъекты, имеющие право обращаться за защитой нарушенного исключительного права на товарный знак. Таковыми могут быть либо владелец товарного знака, либо, если право использования товарного знака предоставлено по договору исключительной лицензии, ― лицензиат. Четкое закрепление в Законе № 2181-XII нормы, предоставляющей лицензиату, заключившему договор исключительной лицензии, возможность самостоятельно обращаться за защитой своего права использовать товарный знак, а также требовать применения в отношении нарушителей предусмотренных законодательством мер ответственности, обусловлено тем, что данная норма необходима для обеспечения экономической функции исключительной лицензии, предполагающей, что лицензиат является единственным лицом, которому предоставлено право использования объекта лицензии.

Во-вторых, изменился механизм изъятия из гражданского оборота контрафактных товаров. Таковыми согласно новой редакции ст. 29 Закона № 2181-XII признаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно применены товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения. В отличие от ранее действовавшей, новая редакция ст. 29 Закона № 2181-XII предусматривает, что правообладатель может требовать изъятия из гражданского оборота контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров только в случае невозможности удаления с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно примененных товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения. При этом новая редакция данной нормы с изъятием из гражданского оборота контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров связывает их уничтожение, то есть уничтожение изъятых контрафактных товаров (этикеток, упаковок) становится обязательным. Статья 29 Закона № 2181-XII также дополнена нормой, расширяющей возможности применения данной меры защиты, учитывающей, в числе прочего, особенности знаков обслуживания. Согласно ч. 3 п. 2 новой редакции ст. 29 Закона № 2181-XII лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак (знак обслуживания) при введении товара в гражданский оборот, выполнении работ и (или) оказании услуг, обязано удалить товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения, с материалов, которыми сопровождается введение этого товара в гражданский оборот, выполнение таких работ и (или) оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок, а также из глобальной компьютерной сети Интернет. При этом законодатель уточняет, что принятие мер, связанных с удалением незаконно используемых товарных знаков, а также изъятие из гражданского оборота и уничтожение контрафактных товаров, этикеток и упаковок товаров должно осуществляться за счет виновного лица.

В-третьих, существенно изменились нормы, определяющие возможные меры имущественной ответственности лица, нарушившего исключительное право на товарный знак. Как и ранее, правообладатель может требовать возмещения убытков. Помимо этого, в новой редакции ст. 29 Закона № 2181-XII предусмотрена альтернатива требованию возмещения убытков ― владелец товарного знака или лицо, которому предоставлено право использования товарного знака по договору исключительной лицензии, могут требовать выплаты компенсации в размере от одной до пятидесяти тысяч базовых величин, определяемом судом с учетом характера нарушения.

Компенсация как мера гражданско-правовой ответственности достаточно давно применяется в законодательстве Беларуси об авторском праве и смежных правах и зарекомендовала себя как эффективное средство защиты имущественных интересов правообладателей. При этом следует обратить внимание на то, что компенсация имеет широкую сферу применения, позволяя правообладателю требовать ее взыскания с нарушителя и в тех случаях, когда нарушение исключительного права на товарный знак не было связано с его применением непосредственно на товаре.

Статья размещена целиком 

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023