+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

"Юридический мир" № 08/2016

••• Изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Николай ПИЛИПЦОВ,

юрист

Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З (далее ― Закон № 407-З) вносятся изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ― КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. При этом основные нововведения ожидаются в КоАП.

Охрана труда

Как и сейчас, нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем (далее ― ИП) требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных НПА, согласно ч. 1 ст. 9.17 КоАП повлечет наложение штрафа от 5 до 40 базовых величин (далее ― БВ). При этом ч. 1 ст. 9.17 КоАП дополняется исключением ― нарушениями, предусмотренными ч. 2 ст. 9.17 КоАП.

В свою очередь, в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 9.17 КоАП допуск к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего предварительный, периодический или предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в случаях, когда прохождение таких осмотра либо освидетельствования обязательно в соответствии с законодательством об охране труда, либо неотстранение от выполнения работ (оказания услуг) лица, заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, теперь наказывается штрафом от 8 до 45 БВ.

Что касается деяний, предусмотренных ст. 9.17 КоАП и совершенных повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, то они будут регламентироваться ч. 3 ст. 9.17 КоАП, в которой сохраняется действующая в настоящее время административная ответственность ― наложение штрафа от 15 до 50 БВ.

Порядок расчетов

Статья 12.19 КоАП, в которой установлены меры ответственности за нарушение порядка расчетов в Республике Беларусь, дополняется ч. 4, согласно которой прием юрлицами и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг платежей наличными денежными средствами от физического лица в размере, превышающем предельный размер платежа наличными денежными средствами, установленный законодательными актами, ―влечет наложение штрафа на ИП от 30 до 100 БВ, а на юридическое лицо ― от 50 до 200 БВ. Напомним, что согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2014 № 493 «О развитии безналичных расчетов» ИП и юрлица вправе принять от физлица ― покупателя (потребителя) однократный платеж наличными деньгами в размере не более 1000 БВ, то есть на сегодня составляет 21 тыс. BIN (около 10,5 тыс. долл. США).

Алкоголь и табак

В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 6 ст. 12.21 КоАП, производство юрлицом не только плодовых вин, но и любой алкогольной продукции, равно как и непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, в случаях, когда такое производство запрещено законодательными актами, будет наказываться штрафом от 50 до 100 БВ, а на юрлицо будет налагаться штраф от 150 до 500 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения.

Если сейчас штрафом от 40 до 150 БВ согласно ч. 8 ст. 12.23 КоАП наказывается только перемещение по территории Республики Беларусь алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья или табачных изделий без предусмотренного законодательными актами обязательного сопровождения, то с 23 августа 2016 г. та же мера административной ответственности предусмотрена и за перемещение алкогольных напитков или табачных изделий транспортными средствами, не оснащенными специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств в установленном законодательством порядке, в случаях, когда такое перемещение запрещено законодательными актами.

Вносятся уточнения и в ст. 12.26 КоАП, в соответствии с которой нарушение ИП или должностным лицом юрлица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков, выразившееся в использовании при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов алкогольных напитков и товарных знаков, используемых для обозначения алкогольных напитков (было ― торговых марок алкогольных напитков), бесплатном (безвозмездном) распространении алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе в предоставлении более 5 литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари, либо в организации и проведении таких мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, приведет к наложению штрафа от 50 до 100 БВ.

Кроме того, ст. 12.26 КоАП дополняется ч. 7, согласно которой производство товаров, не являющихся табачными изделиями, с имитацией внешнего вида или использованием наименований видов табачных изделий в наименованиях (дополнительных наименованиях) таких товаров, а также оптовая, розничная торговля такими товарами, осуществляемые ИП или юрлицом в нарушение установленного законодательными актами запрета, наказывается штрафом на ИП или юрлицо от 10 до 50 БВ.

В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 12.28, в которой установлены в том числе меры ответственности за нарушения, связанные с этиловым спиртом, в виде штрафа на ИП и (или) юридическое лицо в размере стоимости отпущенного (полученного, использованного) спирта, им будет наказываться не только нарушение установленного законодательными актами порядка отпуска (получения) этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, но и использование этого спирта на цели, не указанные в наряде или разнарядке.

Налоги и пошлины

Порадовать плательщиков налогов, сборов (пошлин) должно дополнение примечания к ст. 13.6 КоАП ч. 21, в соответствии с которой не являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1–7 данной статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими по предписанию органа финансовых расследований КГК до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины).

Безопасность и подтверждение соответствия продукции

Серьезные испытания ждут тех, кто подпадает под действие Указа Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» (далее ― Указ № 48). Согласно новой редакции ст. 16.8 КоАП нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техрегламентами Таможенного союза (далее ― ТС), Евразийского экономического союза (далееЕАЭС), либо санитарных норм и правил, гигиенических нормативов (сейчас здесь говорится только о нарушении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов) либо представление недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции влекут наложение штрафа до 30 БВ, на ИП ― до 200 БВ (было ― до 50 БВ), а на юрлицо ― до 500 БВ (было ― до 200 БВ). Следовательно, штрафы за указанные нарушения для ИП увеличатся в 4 раза, а для юрлиц ― в 2,5 раза по сравнению с ранее действующими.

Кроме того, в п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП уточнено, что за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.8 КоАП в части нарушения санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техрегламентами ТС, ЕАЭС, представления недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными ч. 1 ст. 336 УК, нарушение не только санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, но и санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техрегламентами ТС, ЕАЭС, повлекшее по неосторожности заболевания или отравления людей, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Расширяется сфера применения ст. 23.11 КоАП, которая приводится в соответствие с Указом № 48, в частности в ее название добавлено упоминание о техрегламентах.

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 23.11 КоАП реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее ― НСПС) (в настоящее время вид декларации о соответствии в данной норме не уточняется) либо сертификата соответствия или декларации о соответствии, оформленных по единой форме, или с неправомерным использованием знаков соответствия НСПС ― влечет наложение штрафа до 15 БВ (от 2 до 15 БВ), на ИП ― до 100% от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) (сейчас ― до 200%), а при невозможности ее установления ― до 300 БВ (сейчас ― до 500 БВ), а на юрлицо ― до 100% от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) (сейчас ― до 200%), а при невозможности ее установления ― до 500 БВ.

Кроме того, ст. 23.11 КоАП дополняется ч. 4–7, согласно которым:

― невыполнение правил и процедур обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям техрегламентов ТС, ЕАЭС, в том числе неправомерное принятие декларации о соответствии техрегламентам ТС, ЕАЭС, а также реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии техрегламентам ТС, ЕАЭС либо с использованием сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, действие которых приостановлено, влекут наложение штрафа в размерах, совпадающих с размерами, установленными в ч. 1 той же статьи;

― неправомерные выдача, приостановление, прекращение действия сертификата соответствия или другого документа об оценке соответствия органом по сертификации либо другой организацией, выдающей такие документы, а также выдача для обязательной оценки соответствия недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений продукции испытательной лабораторией (центром) влекут наложение штрафа от 20 до 50 БВ, а на юрлицо ― от 100 до 500 БВ;

― неправомерная маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств ― членов ТС, ЕАЭС, соответствие которой требованиям техрегламентов ТС, ЕАЭС не подтверждено в установленном порядке, влечет наложение штрафа до 30 БВ, на ИП ― от 30 до 100 БВ, а на юрлицо ― от 100 до 300 БВ. Отметим, что это несколько смягченная норма Указа № 48, в котором за данное правонарушение установлены более высокие штрафы (от 20 до 50 БВ, от 100 до 200 БВ и от 200 до 500 БВ соответственно).

Статья 23.12 КоАП, в которой установлены меры ответственности за нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации (а с 23 августа 2016 г. ― и техрегламентов), дополняется ч. 4 и 5, в соответствии с которыми:

― выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов ТС, ЕАЭС, влечет наложение штрафа до 15 БВ, на ИП ― до 100% от стоимости реализованной продукции, а при невозможности ее установления ― до 300 БВ, а на юрлицо ― до 100% от стоимости реализованной продукции, а при невозможности ее установления ― до 500 БВ;

― выпуск в обращение продукции, не соответствующей показателям, не включенным в техрегламенты ТС, ЕАЭС, но задекларированным изготовителем (поставщиком, продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или эксплуатационной документации, влечет наложение штрафа до 15 БВ, на ИП ― от 50 до 100 БВ, а на юрлицо ― от 100 до 300 БВ.

При этом согласно примечанию, которым также дополнена ст. 23.12 КоАП, под выпуском в обращение в настоящей статье понимаются поставка (в том числе реализация) или ввоз (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) продукции в целях распространения в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

Некурительные табачные изделия

КоАП дополняется ст. 16.10, в которой установлены меры ответственности за незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания (далее ― некурительные табачные изделия).

Так, перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, в количестве, превышающем 50 граммов, а равно их реализация при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности наказывается штрафом от 10 до 40 БВ с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения правонарушения или без их конфискации либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения правонарушения или без их конфискации.

За изготовление некурительных табачных изделий в количестве, превышающем 50 граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности штраф еще выше: от 35 до 45 БВ с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения или без конфискации.

Распитие алкоголя на работе

В новой редакции ст. 17.3 КоАП нас интересуют только ч. 2, 3 и 5, которые регламентируют нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее ― наркотическое опьянение).

Если за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения размер штрафа не изменился (от 1 до 10 БВ, за повторное нарушение в течение года ― от 2 до 15 БВ или административный арест), то за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения он существенно увеличен и составляет от 8 до 12 БВ.

Кроме того, КоАП дополняется ст. 17.15, согласно которой непринятие ИП либо уполномоченным должностным лицом юрлица предусмотренных законодательством мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также неинформирование органов внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа от 10 до 20 БВ, а на ИП или юрлицо ― от 20 до 50 БВ.

Существенно увеличиваются штрафы за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, установленные в ст. 18.25 КоАП.

Так, допуск к управлению транспортным средством лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, водителя, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или лица, не имеющего права управления транспортным средством, или лица, не прошедшего освидетельствования в случаях, когда оно обязательно, будет наказываться штрафом от 8 до 45 БВ (сейчас ― от 2 до 8 БВ). То же деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, будет караться штрафом от 15 до 50 БВ (сейчас ― от 8 до 12 БВ).

Интернет

Статья 22.16, в которой установлены меры ответственности за нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет, дополняется ч. 4 и 5, согласно которым:

― неисполнение владельцем интернет-ресурса уведомления Мининформации о необходимости удаления сообщения или материала, направленных на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, влечет наложение штрафа от 5 до 20 БВ, на ИП ― от 20 до 50 БВ, а на юрлицо ― до 100 БВ;

― невыполнение поставщиком интернет-услуг предусмотренных законодательными актами обязанностей по формированию и хранению актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах наказывается штрафом от 20 до 50 БВ, на ИП ― от 50 до 100 БВ, а на юрлицо ― до 200 БВ.

Декларирование доходов и имущества

В ч. 1 ст. 23.9 КоАП, регламентирующей меры ответственности за нарушение порядка декларирования доходов и имущества, уточняется, что непредставление физическим лицом в установленный законодательством или в письменном требовании налогового органа срок декларации о доходах и имуществе в случаях, предусмотренных законодательными актами, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию (в настоящее время здесь говорится только об обязательном декларировании), наказывается штрафом от 5 до 50 БВ.

Аналогичное уточнение вносится и в примечание к данной статье. При этом перечень действий, не являющихся административным правонарушением согласно ст. 23.9 КоАП, дополняется указанием в декларации о доходах и имуществе неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, если физическим лицом представлена уточненная декларация о доходах и имуществе в налоговый орган, госорган, иную организацию, должностному лицу, которые проводят проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, до составления соответственно налоговым органом акта камеральной проверки физического лица, а госорганом, иной организацией, должностным лицом ― заключения о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, указанных в декларации о доходах и имуществе.

Статистика

С удовлетворением можно отметить уменьшение вдвое размеров нижней границы штрафов за нарушение порядка представления данных государственной статотчетности.

Так, представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статотчетности, либо ИП искаженных данных государственной статотчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам госстатистики, если в этих деяниях нет состава преступления, будут наказывать штрафом от 10 до 100 БВ (сейчас ― от 20 до 100 БВ). Те же деяния, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, будут иметь последствия в виде штрафа от 50 до 200 БВ (сейчас ― от 100 до 200 БВ).

Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статотчетности, либо ИП искаженных данных государственной статотчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности госорганам (организациям), за исключением органов госстатистики, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, приведут к штрафу от 10 до 80 БВ (сейчас ― от 20 до 80 БВ), а при повторном нарушении ― от 40 до 150 БВ (сейчас ― от 80 до 150 БВ).

Основные положения Закона № 407-З вступают в силу с 23 августа 2016 г.

Статья опубликована целиком

ООО «РегистрМедиа» 1996-2022