"Юридический мир" № 12/2007 |
Прошло почти два года после подписания Президентом Республики Беларусь Указа от 03.02.2006 № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности» (далее — Указ № 70), однако у местных исполнительных и распорядительных органов по-прежнему возникает множество вопросов, связанных с реализацией норм данного документа. За разъяснениями вопросов, поступивших в редакцию журнала от наших читателей, мы обратились в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.
Снос пустующих и ветхих домов Одним из документов, предъявляемых в суд для признания дома бесхозяйным и передачи его в собственность административно-территориальной единицы, является выписка из похозяйственной книги.
Согласно п. 7 Указа № 70на основании выписки из регистра, заключения, а также выписки из похозяйственной книги, заверенной председателем исполнительного комитета первичного территориального уровня (лицом, исполняющим его обязанности), областной исполнительный комитет либо по его поручению исполнительный комитет первичного или базового территориального уровня не позднее шести месяцев со дня составления заключения обязан подать заявление в суд по месту нахождения пустующего дома для признания его бесхозяйным и передачи в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, а также об изъятии земельного участка, на котором расположен этот дом, если данный земельный участок принадлежит гражданину на праве частной собственности. При обращении в суд с заявлением о признании пустующего дома, расположенного в городе районного подчинения, бесхозяйным и о передаче его в собственность административно-территориальной единицы предоставления выписки из похозяйственной книги не требуется ввиду отсутствия похозяйственного учета в городах районного подчинения. При этом суду представляются все остальные документы, перечисленные в п. 7 Указа № 70.
Возможна ли подача заявления в суд согласно процедуре, предусмотренной Указом № 70 в отношении пустующих домов, находящихся в частной собственности, в следующих ситуациях:
В соответствии с п. 1 Указа № 70 под пустующими домами понимаются находящиеся в частной собственности в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, отнесенных согласно законодательству к категории служебных жилых помещений) с хозяйственными и иными постройками, в отношении которых по состоянию на 1 января 2007-го и каждого последующего календарного года имеются достоверные сведения о том, что в течение последних трех лет подряд лица, имеющие право пользования ими, проживают в них в совокупности менее одного месяца в календарном году, и в отношении которых не представлены письменные уведомления о намерении использовать их для проживания. Таким образом, процедура, определенная Указом № 70, может быть применена, если жилой дом соответствует всем вышеуказанным критериям пустующего дома. Обращаем внимание и на то, что если наследники проживают (прописаны) в доме, который входит в состав наследственного имущества, то в соответствии с п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса Республики Беларусь они считаются принявшими наследство.
На основании каких данных сельские исполкомы могут устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о том, что гражданин не проживает в принадлежащем ему доме, если гражданин отсутствует (не появляется) в данном населенном пункте? В целях установления обстоятельств, свидетельствующих о том, что гражданин не проживает в принадлежащем ему доме, местными исполнительными и распорядительными органами могут организовываться обходы жилых домов населенного пункта, беседы с соседями, в результате которых могут составляться соответствующие документы, подписываемые участниками подобных мероприятий.
Если собственники жилых домов представили уведомление о намерении использовать жилые дома по истечении сроков, определенных Указом № 70, возможна ли подача в суд заявления о признания дома бесхозяйным?
В целях защиты права собственности граждан на недвижимое имущество в случае поступления от гражданина уведомления о намерении использовать пустующий дом по назначению после внесения записи об этом доме в регистр учета пустующих домов обращение в суд для признания этого дома бесхозяйным и передачи его в собственность административно-территориальной единицы нецелесообразно. Снос жилого дома силами местных исполнительных и распорядительных органов, основанный на заявлении собственника этого дома об отказе от права собственности на этот дом и об оказании помощи в его сносе, возможен. Ответы составлены на основании письма Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 12.11.2007 № 02-09/361 |
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023