+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Незаконную минимизацию еще раз предупредили

"Юридический мир" № 02/2016

••• Незаконную минимизацию еще раз предупредили



Валентин ГАЛИЧ,
партнер ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ»,
директор ЗАО «СБ-Глобал»


Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее ― Указ № 14, Указ) вносятся изменения в Указ Главы государства от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее ― Указ № 488).

Как известно, в Беларуси создан реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее ― ИП) с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее ― реестр). Данный реестр фактически изменяет обязанности по доказыванию в суде в отношении правонарушений в экономической сфере. Если налогоплательщик работал с юридическим лицом или ИП из реестра, то именно он на практике должен доказать, что первичный учетный документ был составлен на основании реальной хозяйственной операции.

Казалось бы, опровержение данной точки зрения содержится в абз. 2 п. 1.10 Указа № 488, где установлено, что первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции. Однако на практике никто не рассматривает каждую отдельную хозяйственную операцию и не собирает доказательства по ней. Как правило, директор соответствующей структуры дает показания о том, что был назначен номинально, а документы подписывались и составлялись другими лицами.

Особо стоит отметить, что результаты проверки в отношении другого субъекта, на основании которых и была установлена его незаконная деятельность, его контрагенту обжаловать нельзя, несмотря на то, что этими результатами устанавливаются те или иные обстоятельства, имеющие значение для контрагента плательщика из реестра. Проблема заключается в том, что данные результаты проверки принимаются как безусловное доказательство. Иначе как объяснить привлечение к ответственности даже тех плательщиков, у которых в наличии имеется товар, указанный в якобы недействительных первичных учетных документах?

Указ № 14 устанавливает обязанность плательщика по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее ― орган финансовых расследований) осуществить в порядке, определенном в Указе, налогообложение хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение органа финансовых расследований.

Стоит отметить, что подобные предписания направлялись и раньше, однако было не совсем понятно, что с ними делать. Более того, совершать действия, указанные в предписании, было не вполне разумно, так как плательщик без каких-либо выгод для себя косвенно признавал свою вину. Как правило, такое предписание направлялось налоговой инспекцией и содержало указание на работу с плательщиками из реестра с предложением заплатить налог и альтернативой в виде налоговой проверки. В то же время ввиду отсутствия действенного механизма по назначению внеплановой проверки для такого случая данная альтернатива была лишь необоснованной угрозой. Кроме того, было неясно, сколько платить и за какой период (иногда плательщики попадают в реестр после определенного промежутка вполне законной предпринимательской деятельности).

Согласно Указу № 14 основанием для составления предписания является заключение в отношении субъекта предпринимательской деятельности. При этом такое заключение составляется Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее ― Департамент) в отношении субъекта предпринимательской деятельности, включенного в реестр, при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения.

Данное заключение должно содержать:

- сведения о самом субъекте предпринимательской деятельности;

- дату включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр;

- ссылку на информацию и документы, подтверждающие совершение субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения;

- указание на то, что для целей налогообложения первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции по взаимоотношениям с субъектом предпринимательской деятельности, за определенный в заключении период не имеют юридической силы.

При этом период, в течение которого оформленные первичные учетные документы являются не имеющими юридической силы, определяется Департаментом на основании имеющихся у него сведений и документов, позволяющих установить период использования реквизитов, бланков документов, печати субъекта предпринимательской деятельности для оформления первичных учетных документов. Обжалование заключения возможно лишь субъектами, в отношении которых оно вынесено.

На основании заключения после процедуры его обжалования или истечения сроков на его обжалование выносится предписание плательщику, совершавшему сделки (операции) с соответствующим субъектом предпринимательской деятельности.
Предписание должно содержать указание на соответствующее заключение, первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции с субъектом предпринимательской деятельности, совершенные в период, указанный в заключении, и требование к юридическому лицу илиИП:

- исчислить в порядке, определенном в п. 1.11 Указа № 488, и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по указанным выше хозяйственным операциям с субъектом предпринимательской деятельности;

- представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

- в течение двадцати рабочих дней со дня получения предписания информировать орган финансовых расследований о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов.

При несогласии с предписанием юридическое лицо или ИП в течение двадцати рабочих дней со дня его получения вправе подать в орган финансовых расследований, его вынесший, возражения на предписание. В случае поступления возражений, поданных с соблюдением порядка и установленного срока, предписание считается утратившим силу.

В случае неисполнения предписания в установленный срок или подачи возражений на предписание орган финансовых расследований вправе назначить и провести проверку юридического лица (ИП) либо направить заверенную гербовой печатью Департамента копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (ИП), совершившем сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки. Кроме того, Указ № 14 вводит новое основание для проведения внеплановой проверки ― наличие сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр.

Указом № 14 также вносятся поправки в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Так, включение в реестр или наличие сведений о фактах совершения сделок с включенными в реестр субъектами будет являться основанием для отнесения предприятия к высокой группе риска для плановых проверок.

Стоит также отметить, что предписание носит обязательный для плательщика характер, что позволяет привлекать к ответственности за его неисполнение в соответствии со ст. 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Если говорить о согласии с предписанием и о доначислении налогов, то в случае, например, сделки по приобретению стоимость приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении; предъявленные суммы налога на добавленную стоимость не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов (абз. 2-3 п. 1.11.1 Указа № 488).

Появившиеся комментарии, в том числе официальные, об освобождении от административной ответственности в случае исполнения предписания и уплаты налогов не точны. Ранее имевшие место неуплата или неполная уплата плательщиком налогов в принципе не будут признаваться административным правонарушением (п. 2 Указа № 14). Стоит особо отметить, что отсутствие административного правонарушения никак не связано с устранением уголовного правонарушения. Это означает, что при наличии в неоплате или неполной уплате налогов признаков преступления их доплата по предписанию не повлечет за собой устранение факта уголовного правонарушения или уголовной ответственности.

Таким образом, Указ № 14, с одной стороны, дает возможность избежать административной ответственности за незаконную минимизацию налоговых обязательств при работе с плательщиками из реестра, а с другой ― значительно упрощает и ускоряет процедуру взыскания соответствующих сумм налогов в бюджет. Причем, думается, упрощение происходит в большей степени не потому, что существуют серьезные стимулы избежать ответственности, а скорее, потому, что действующая практика рассмотрения споров не только серьезно подрывает презумпцию невиновности, но и позволяет эффективно доказать собственную правоту.

Указ № 14 вступает в силу с 23 апреля 2016 г.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023