+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Вещательные права: понятие и использование

"Юридический мир" № 10/2015

Вещательные права: понятие и использование



Овсейко С.


Культовый персонаж Ильфа и Петрова гражданин О. Бендер, как известно, среди множества известных ему легальных способов получения денег использовал и продажу билетов на просмотр памятника природы в г. Кисловодске. Возможно, 90 лет назад это было смешно, но сейчас в связи с появлением и коммерциализацией различных «неосязаемых» прав это обычная ситуация.

Крупное общественно-политическое, культурное, спортивное событие, происшествие рождают «информационный повод», начинается освещение этого события в СМИ, далее появляется возможность размещения рекламы и проведения PR-акций и т.д. Цепочка коммерциализации события запускается. С юридической точки зрения мы имеем дело со смежными правами, очень близкими к авторским правам и фактически зачастую производными от них.

Но было бы несправедливо, чтобы все «сливки» с этого события снимали СМИ. Поэтому наиболее крупные «ньюсмейкеры» и прочие публичные организации (спортивные, культурные и т.п.) хотят получить свою долю прибыли. Юридической основой подобных притязаний выступают личные неимущественные права (в частности, право на изображение).

Под вещательными правами (англ. broadcasting rights) в данной статье будет пониматься именно конгломерат смежных и личных неимущественных прав, который может принадлежать как одному, так и нескольким лицам. Иногда в качестве синонима вещательных прав используется термин «право на освещение события». Мы считаем эти термины принципиально равнозначными с небольшими коннотациями: первый больше касается электронных СМИ и гражданско-правовых аспектов, второй охватывает в том числе и печатные с акцентом на административных требованиях. Вещательные права, о которых пойдет речь далее, включают передачу изображения и (или) звука посредством теле-, радио- и интернет-вещания. Вещательные права могут охватывать событие полностью или частично (отрывки, фото). Исходя из режима трансляции — прямая (on-line) или в записи (off-line) — существенно различается потребительская ценность и коммерческая стоимость таких прав.

Впрочем, в мире уже давно сложилась целая медиа-индустрия, позволяющая многократно «перепродавать» одни и те же права на освещение события. Например, в английской футбольной Премьер-лиге одновременно с трансляцией одного матча создается сразу несколько продуктов, реализуемых отдельно:

1) прямая трансляция (выдается на территорию Великобритании и правом сублицензирования за границей);

2) показ игр в записи;

3) обзор (highlights) матчей;

4) просмотр по кабельному и спутниковому ТВ;

5) использование через Интернет и смартфоны.

При этом обычно права продаются одному (главному) приобретателю, который затем может выдавать отдельные лицензии.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023