+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Новый порядок освобождения от административной ответственности

"Юридический мир" № 08/2015

••• Новый порядок освобождения от административной ответственности



Сергей КУЛАКОВСКИЙ,
юрист


Президент Республики Беларусь 23 июля 2015 г. подписал Указ № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней» (далее — Указ № 340).

Этим документом утверждены:

— Положение о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее — Положение о порядке освобождения);

— Положение о Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее — Положение о комиссии);

— состав Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней.

Указ Президента Республики Беларусь от 17.10.2005№ 481 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий» (далее — Указ № 481)со вступлением в силу Указа № 340 утрачивает силу.

Отметим, что согласно п. 29 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от11.08.2003 № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», подготовка проекта нового акта осуществляется в том числе, если акт, регулирующий соответствующие общественные отношения, устарел и необходимо существенно изменить их правовое регулирование. Таким образом, принятие в данном случае нового нормативного правового акта свидетельствует о существенном изменении существовавшего порядка освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней.

Остановимся на данных изменениях.

Конфискацию товара уже не отменят

Из числа видов административных взысканий, по которым может быть принято решение об освобождении от ответственности, исключена конфискация товара, поскольку вторичное введение его в экономический оборот может принести вред охраняемым законом интересам.

Второй причиной, по нашему мнению, является необходимость сокращения общего количества субъектов предпринимательской деятельности, обращающихся за освобождением от административных взысканий и уплаты пеней. Анализ структуры административных взысканий, накладываемых на субъекты хозяйствования, как правило, свидетельствует, что применяемые судом административные взыскания состоят из штрафа и дополнительного административного взыскания в виде конфискации предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. Сопоставляя по суммам размер накладываемых штрафов и стоимость подлежащих конфискации предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, можно прийти к выводу о значительном, как привило, превышении сумм последних по сравнению с суммами штрафов. Таким образом, при новом правовом регулировании у субъектов хозяйствования в меньшей степени будут появляться мотивы для обращения с соответствующими ходатайствами.

Таким образом, исключением конфискации товара из числа видов административных взысканий, по которым может быть принято решение об освобождении от ответственности, достигается две цели.

Возможности ограничены

Указом № 340 ограничен и перечень случаев, когда заявитель не вправе обратиться с соответствующим ходатайством, ограничен также и объем сумм административных взысканий, которые могут включаться в ходатайство.

Так, теперь заявитель не будет иметь права подать ходатайство:

— в отношении исполненного (уплаченного, взысканного) административного взыскания (его части), уплаченных (взысканных) пеней (их части);

— если он находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);

— до погашения имеющейся у него задолженности по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени, и (или) до погашения задолженности по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование и иным платежам (кроме пеней) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, и (или) до возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

— если вопрос об освобождении от административного взыскания и (или) уплаты пеней был рассмотрен комиссией и заявителю отказано (полностью или частично) в удовлетворении ходатайства.

В свою очередь, нормы нового Положения о порядке освобождения применяются при освобождении заявителей от административного взыскания в виде штрафа, и (или) взыскания стоимости, и (или) конфискации дохода, и (или) конфискации выручки, предусмотренных в гл. 11–14, 21, 22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В то время как ранее существовавший порядок не содержал каких-либо ограничений по составам административных правонарушений, по которым субъект хозяйствования мог обратиться с соответствующим ходатайством.

Межведомственная комиссия

Установлено, что Межведомственная комиссия по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее — комиссия) осуществляет свою деятельность на основании Положения о комиссии и руководствуется другими актами законодательства.

Заключение о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней представляется в комиссию через Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь по утвержденной им форме, что свидетельствует о придании данному министерству неких контрольных и аналитических функций. На данное Министерство также возложено организационно-техническое обеспечение работы комиссии, что отсутствовало в Указе № 481.

Комиссии Главой государства делегированы соответствующие полномочия по самостоятельному принятию решений по результатам рассмотрения соответствующих ходатайств, что не потребует принятия решений на уровне Президента Республики Беларусь. Соответственно, поменялось название и самой комиссии с учетом предоставленных ей полномочий. Важно также, что состав комиссии дополнен представителем Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, это определенным образом должно отразиться на полноте и всесторонности рассмотрения ходатайств субъектов хозяйствования.

Определено, что решения комиссией принимаются только открытым голосованием. Ранее предусматривалась возможность тайного голосования членов комиссии при принятии решения.

Кстати, новое Положение о порядке освобождения возложило на заявителя обязанность в течение года после принятия комиссией решения проинформировать государственный орган о результатах, которых он фактически достиг в случае его полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней. Это свидетельствует о наличии последующего контроля субъекта хозяйствования со стороны комиссии по достижению им результатов, которые он обязался достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания и (или) уплаты пеней.

В целом оптимизирован порядок работы комиссии по рассмотрению ходатайств и время их рассмотрения. Предельный срок принятия решения сокращен до одного месяца со дня поступления документов. Также предусматривается, что если рассмотрение ходатайства отложено, то оно подлежит рассмотрению на очередном заседании комиссии.

Указ № 340 вступает в силу с 26 августа 2015 г.



ООО «РегистрМедиа» 1996-2022