+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Правовой статус федераций по видам спорта

"Юридический мир" № 06/2015

Правовой статус федераций по видам спорта



Овсейко С.


В мире существуют две основные модели развития спорта в стране: интервенционистская (предполагающая широкое участие государства в развитии спортивного движения) и неинтервенционистская (ведущая роль в развитии спорта принадлежит не государству, а различным общественным организациям). В силу исторической и культурной традиции Беларусь принадлежит к первой группе стран.

Между тем международное спортивное движение устанавливает определенные рамки для вмешательства государства в спортивные дела. Например, Олимпийская хартия провозглашает Международный олимпийский комитет (МОК) неправительственной организацией (ст. 15), а от национальных олимпийских комитетов требуется сохранять автономию и противодействовать какому-либо политическому, юридическому, экономическому и другому давлению (п. 6 ст. 28).

За рубежом отношения между спортивным движением и государством выражают через принципы субсидиарности и комплиментарности, то есть государство вмешивается в спортивное движение только в целях его дополнения и поддержки. С рядом оговорок Беларусь также стремится перейти к данной модели, однако прямое бюджетное финансирование спорта (а не только система господдержки) играет куда более важную роль. Впрочем, это не исключает участие государства в руководстве спортивными федерациями через назначение государственных служащих высокого ранга на соответствующие общественные должности в спортивных федерациях.

В целом, в нашей стране наблюдается дуализм в управлении спортивной сферой. Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее — Закон о спорте) называет это «сочетанием государственного и общественного регулирования и управления» (ст. 11). Государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь (далее — Минспорта), иные республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством. Общественное регулирование и управление — Национальный олимпийский комитет (НОК) Республики Беларусь, Паралимпийский комитет Республики Беларусь, организации, возглавляющие дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси, федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, республиканские государственно-общественные объединения, осуществляющие развитие технических, авиационных, военно-прикладных, служебно-прикладных и иных видов спорта, профессиональные союзы в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Закон о спорте определяет полномочия основных «регуляторов» в данной сфере, в том числе Минспорта (ст. 14), НОК (ст. 18) и федераций по видам спорта (ст. 21). Следует отметить, что «общественная ветвь» спортивного движения Беларуси является консолидированной, то есть субъекты спортивной деятельности собраны под эгидой НОК и отдельных федераций. 


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023