Порядок разработки технических регламентов ЕАЭС — ключевых документов, регулирующих в Союзе вопросы безопасности товаров, 3 может быть изменен. Об этом шла речь на заседании Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Евразийской экономической комиссии под председательством члена Коллегии (министра) по техническому регулированию ЕЭК Виктора Назаренко, сообщили в пресс-центре ЕЭК.
Соответствующее распоряжение в сентябре этого года приняла Коллегия ЕЭК. В ноябре вопрос будет вынесен на обсуждение Совета Комиссии на уровне вице-премьеров стран ЕАЭС. Проект распоряжения Совета ЕЭК содержит поручение Коллегии Комиссии до 1 февраля 2020 года представить для рассмотрения Советом предложения о внесении изменений в Порядок разработки техрегламентов ЕАЭС.
Предусматривается сократить сроки и оптимизировать процедуры разработки технических регламентов Союза и внесения в них изменений. Также намечено закрепить в Порядке регулярное проведение анализа хода разработки и применения принятых техрегламентов.
Кроме того, на ноябрьском заседании Совета ЕЭК планируется детально обсудить причины невыполнения плана разработки на период до 2022 года союзных техрегламентов и изменений к ним и по итогам обсуждения принять меры по улучшению ситуации.
«Предлагаемые изменения Порядка и в целом повышенное внимание к этой теме связано с тем, что Комиссия в ходе очередного мониторинга выявила серьезное замедление в странах Союза темпов работы над едиными техрегламентами, — подчеркнул Виктор Назаренко.— Из запланированных двадцати трех технических регламентов ЕАЭС на сегодня разработаны только одиннадцать. Результат выполнения плана — менее 50 %. Еще серьезней ситуация с подготовкой изменений технических регламентов – план выполнен менее чем на треть: из тридцати семи проектов разработано лишь одиннадцать».
Министр Евразийской экономической комиссии назвал основные причины этого. Среди них — «формальное отношение в государствах к проводимым процедурам согласований, в том числе совещаниям на площадке Комиссии. Практическое взаимодействие осуществляется на уровне специалистов и экспертов, при этом зачастую уровень участников совещаний недостаточен для принятия конкретного решения».
Также на национальном уровне, по словам Виктора Назаренко, отсутствуют реальные механизмы привлечения к рассмотрению проектов всех заинтересованных органов государственной власти и субъектов хозяйствования и выработки единой позиции при межведомственных разногласиях. Это приводит к многократным, дублирующим совещаниям.
Кроме того, отдельные участники разработки не заинтересованы в установлении и совершенствовании единых обязательных требований. Ведь их принятие исключает для них возможность регулировать рынок за счет ведомственных или национальных документов. Как следствие — несвоевременно представляются позиции сторон, включая итоги внутригосударственного согласования, — сроки согласований достигают порой полутора лет.
Еще одной причиной являются длительные сроки и дублирование отдельных процедур, установленных Порядком разработки технических регламентов. Но, по крайней мере, эта причина может быть устранена в ближайшее время.