Одно из важнейших понятий новой редакции Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), которая вступит в силу с 1 июля 2019 г., — это ориентировочная стоимость предмета государственной закупки.
В соответствии со ст. 1 Закона № 419-З ориентировочная стоимость предмета государственной закупки — это его общая стоимость, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом (товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством Республики Беларусь.
Порядок такого определения, вернее, способы этого определения установлены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее — постановление № 35), вступающим в силу, как и сам Закон № 419-З, с 1 июля 2019 г.
<...>
Наталья КОВАЛЕВА,
экономист
Изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), вступают в силу с 1 июля 2019 г. В соответствие с ними требуется привести и всю законодательную базу, регламентирующую чрезвычайно важную сферу государственных закупок товаров (работ, услуг) (далее — государственные закупки).
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь продолжает заниматься этим важным делом. В частности, постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее — постановление № 30) утвержден порядок осуществления этой в принципе неконкурентной процедуры, в котором видно стремление придать ему максимально рыночный характер.
Подпунктом 1.1 п. 1 постановления № 30 определено, что при проведении процедуры закупки из одного источника важным элементом становится изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, которое должно проводиться заказчиком (организатором) посредством:
1) направления запросов о представлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в сети Интернет. В случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес производителей;
2) направления запросов о представлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения процедуры закупки из одного источника;
3) изучения информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в сети Интернет.
<...>
Наталья КОВАЛЕВА,
экономист
Инструкция о порядке проведения камеральной проверки (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 34 (далее —постановление № 34). Принятие документа связано со вступлением в силу 1 июля 2019 г. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З, которым в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З).
Инструкция определяет порядок проведения проверки по месту нахождения Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь на основании изучения документов и информации, полученных им в соответствии с Законом № 419-З и иными актами законодательства Республики Беларусь, без истребования от проверяемого субъекта иных документов и информации.
Определено, в частности, что основанием для проведения камеральной проверки будет являться принятая к рассмотрению жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам (далее — комиссия) и (или) ее членов. При этом указывается, что отзыв жалобы не является основанием для прекращения камеральной проверки. Также оговорено, что в случае проведения заказчиком (организатором) закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника камеральная проверка не проводится.
<...>
Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист
В соответствии с исполнительными документами с должника взыскиваются алименты. Статьей 103 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 439-З) определено, что обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, по возбужденному исполнительному производству производится судебным исполнителем в порядке, установленном ст. 106 Закона № 439-З.
Порядок, установленный для обращения взыскания на заработную плату Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, распространяется на следующие приравненные к заработной плате доходы должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя:
• доходы за работу в производственном кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве и иных организациях;
• авторское вознаграждение;
• стипендии обучающихся;
• пенсии;
• суммы в возмещение ущерба, причиненного гражданину увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
• пособие по безработице, а также пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
• доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица;
• доходы от ремесленной деятельности;
• доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
• оплату труда, вознаграждение адвокатов;
• доходы нотариусов от осуществления нотариальной деятельности;
• пособия по уходу за инвалидом первой группы либо лицом, достигшим восьмидесятилетнего возраста;
• иные доходы, установленные актами законодательства Республики Беларусь.
Таким образом, исходя из приведенной нормы Закона № 439-З, авторское вознаграждение является доходом, на который может быть обращено взыскание.
<...>
Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор
Рекламная акция — это проводимое в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятие, в процессе которого все его участники, выполнившие условия, установленные проводящей это мероприятие организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки (п. 4 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51). Порядок проведения таких рекламных акций на территории Республики Беларусь законодательно не установлен. Поэтому решение о проведении рекламной акции принимается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю (далее — розничные организации), самостоятельно, оформляется внутренними документами с соблюдением норм действующего законодательства Республики Беларусь.
Основной целью проведения рекламной акции является привлечение внимания потенциальных потребителей к розничной организации (организатору акции), формирование или поддержание интереса к ней, стимулирование реализации ею товаров, продвижение на рынке и т.п.
Условиями участия в рекламной акции, определенными ее организатором, могут быть:
• приобретение рекламируемых или других товаров на определенную сумму (в определенном количестве и объеме);
• посещение торгового объекта в определенные дни (часы) и т.п.
За выполнение потребителями условий участия в рекламной акции ее организатор может предоставлять подарки (призы), одним из которых являются подарочные сертификаты торгового объекта, бесплатно выдаваемые потребителям в рамках проведения рекламной акции при приобретении ими рекламируемых товаров (других товаров) на определенную сумму.
<...>
Алла ПУЗЫРЕВСКАЯ,
экономист
Налоговым учетом согласно ст. 39 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством Республики Беларусь. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Исходя из пункта 6 ст. 168 НК, к доходам от операций с финансовыми инструментами, кроме указанных в ст. 179 НК, относятся доходы от оценки финансовых инструментов по амортизированной стоимости (за исключением суммы восстановления обесценения).
Согласно п. 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74, финансовый инструмент — это договор, в результате которого возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой финансовый инструмент у другой организации.
Ценные бумаги относятся к финансовым инструментам.
Особенности определения валовой прибыли от операций с ценными бумагами установлены ст. 179 НК.
<...>
Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению
Автотранспорт используется в большинстве организаций вне зависимости от вида деятельности. К охране труда водителей законодательством Республики Беларусь установлены особенные требования, так как автомобиль считается источником повышенной опасности.
В соответствии с требованиями абз. 2-го ч. 2-й ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» наниматель несет обязанность по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда.
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98. Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью. Отсутствие в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) не освобождает ее руководителя от обязанности обеспечивать организацию работы и осуществление контроля по охране труда.
<...>
Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист
В соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь допускается установление для работников режима гибкого рабочего времени. Порядок организации такого режима рабочего времени установлен главой 10 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК). Основными «плюсами» «плавающего» графика работы являются самостоятельное распределение рабочего времени, возможность сочетать работу и личную жизнь, а также шанс больше зарабатывать.
Режим гибкого рабочего времени является одной из разновидностей нестандартного режима рабочего времени. Основной особенностью такого режима является использование скользящих (гибких) графиков работы.
Согласно ч. 1-й ст. 128 ТК режим гибкого рабочего времени — это форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников или коллективов структурных подразделений организации допускается в определенных пределах саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня. При этом требуется полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода (рабочего дня, недели, месяца и др.).
Основной особенностью режима гибкого рабочего времени является право работника начинать и заканчивать работу по своему усмотрению с учетом особенностей работы, семейных обстоятельств и личных интересов. Однако необходимо отметить, что наниматель вправе установить пределы саморегулирования определения работником продолжительности своего рабочего времени. При этом работник обязан отработать установленную законодательством Республики Беларусь норму часов в течение установленного нанимателем учетного периода (день, неделя, месяц, квартал и т.д.).
<...>
Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист
Известно, что в последние десятилетия в развитых странах наступила и постоянно совершенствуется эпоха человеческого капитала. В центре развития как экономики, так и общества там находится компетентный и креативный человек, причем человеческий капитал определяет основную долю национального богатства и требует больших финансовых затрат. Доля неквалифицированного труда в ВВП развивающихся стран становится все меньше, а в технологически передовых государствах она составляет минимальные значения. В Республике Беларусь, к сожалению, еще много примеров, когда даже недавно внедренные новые рабочие места требуют применения низкоквалифицированного труда.
В то же время сегодняшние сложные проблемы предприятий реального сектора экономики республики (такие, как падение спроса на произведенную продукцию, сужение рынка сбыта, финансовые трудности) вынуждают топ-менеджеров менять подходы к организации работы многих структурных подразделений предприятий, и в первую очередь их кадровых служб.
Известный лозунг советских времен «Кадры решают все!» остается актуальным и в настоящее время. Реалии жизни заставляют руководителей отказываться от административных методов управления производственными процессами, отдавая предпочтение экономическим стимулам и социальным гарантиям. При этом значительно вырастает как роль личности каждого сотрудника, так и имидж кадровой службы, отвечающей за подбор, подготовку и использование персонала на производстве.
Поэтому в настоящее время в передовых организациях различной формы собственности республики сотрудники кадровых служб, как бы ни назывались — кадровики или эйчары, проводят целенаправленную и системную работу по управлению персоналом. Она включает в себя решение следующих важнейших задач:
• поиск, оценку и отбор персонала;
• адаптацию новичков;
• создание системы действенного кадрового резерва на замещение руководящих должностей;
• инновационное развитие персонала;
• мотивацию сотрудников и т.д.
<...>
Геннадий ЧИМАНСКИЙ,
начальник центра менеджмента института «Кадры индустрии», эксперт по управлению персоналом
Министерство внутренних дел Республики Беларусь приняло постановление от 4 апреля 2019 г. № 94 «О порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» (далее — постановление № 94).
Документом установлено, в частности, что обследование объектов, на которых осуществляется деятельность по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны, на предмет соответствия такой деятельности требованиям технических нормативных правовых актов, обследование технической укрепленности объектов охраны, в том числе оснащенности их оборудования инженерно-техническими средствами защиты, на предмет соответствия требованиям технических нормативных правовых актов, оценка соблюдения организациями, их обособленными подразделениями условий и правил осуществления охранной деятельности, ограничений в сфере охранной деятельности (за исключением подлежащих лицензионному контролю) (далее — мероприятия) осуществляются должностными лицами департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — департамент охраны), областных, Минского городского управлений, отделов (отделений) департамента охраны в районах, городах, районах в городах, иных населенных пунктах на основании предписания на проведение мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, подписанного соответственно начальником департамента охраны, областного, Минского городского управления департамента охраны или его заместителем (далее — уполномоченное лицо). При этом говорится, что по согласованию в мероприятиях могут принимать участие также сотрудники территориальных органов внутренних дел.
<...>
Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2019 г. № 273 (далее — постановление № 273) внесены изменения и дополнения в Положение о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2008 г. № 1269 (далее — Положение).
Согласно новой редакции п. 1 Положения этот документ определяет порядок государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники в Республике Беларусь. При этом говорится, что требования Положения являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, ввоз, реализацию и применение изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В понятийном аппарате Положения добавилось два термина:
1) производитель изделий медицинского назначения и медицинской техники (далее — производитель) — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, ответственные за разработку и производство изделий медицинского назначения и медицинской техники, делающие их доступными для использования от своего имени независимо от того, разработаны и (или) произведены изделия медицинского назначения и медицинская техника этим лицом или от его имени другим лицом (лицами), и несущие ответственность за их безопасность, эффективность и качество;
2) производственная площадка — это территориально обособленный комплекс производственных и вспомогательных помещений, предназначенный для выполнения процесса производства изделий медицинского назначения и медицинской техники и (или) его определенных стадий.
<...>
Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист
Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.