+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

МНС: ИП не вправе применять упрощенную систему налогообложения за некоторым исключением

Новости для юриста

МНС: ИП не вправе применять упрощенную систему налогообложения за некоторым исключением

30.12.2021

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информирует, что с 1 января 2022 г. не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением:

  • туристической деятельности;
  • деятельности в сфере здравоохранения;
  • деятельности сухопутного транспорта;
  • услуг по общественному питанию;
  • деятельности в области компьютерного программирования.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, которые с 1 января 2022 г. не смогут применять УСН, обязаны с указанной даты уплачивать подоходный налог с физических лиц (далее — подоходный налог) в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. В то же время,  вместо уплаты подоходного налога отдельные категории таких индивидуальных предпринимателей вправе применять систему уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (при соблюдении условий его применения, определенных в главе 33 Налогового кодекса).

Более подробно с информацией можно ознакомиться ТУТ или здесь:

О нормах проекта закона

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с корректировкой налогового законодательства, которое предусматривается проектом закона Республики Беларусь «Об изменении законов» (далее — проект закона),  информирует о следующем.

Проектом закона для индивидуальных предпринимателей предусмотрены следующие изменения.

1. Упрощенная система налогообложения

Предлагается пункт 2 статьи 324 Налогового кодекса дополнить подпунктом 2.7, в соответствии с которым с 1 января 2022 г. не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением:

  • туристической деятельности;

  • деятельности в сфере здравоохранения;

  • деятельности сухопутного транспорта;

  • услуг по общественному питанию;

  • деятельности в области компьютерного программирования.

В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 статьи 327 Налогового кодекса применение плательщиками УСН прекращается с месяца, в котором они могут быть признаны индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса.

Учитывая изложенное, в случае принятия проекта закона в данной редакции с 1 января 2022 г. индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в январе 2022 г., не вправе:

  • продолжить применение УСН — для индивидуальных предпринимателей, применявших УСН в 2021 г. При этом данной категории индивидуальных предпринимателей не требуется отражать решение об отказе от применения УСН в налоговой декларации (расчете) по УСН, представляемой за последний отчетный период 2021 г.;

  • применять УСН — для индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание применять УСН с 1 января 2022 г. и представивших уведомление о переходе на УСН в порядке, определенном в части второй пункта 2 статьи 327 Налогового кодекса, то есть представивших уведомление о переходе на УСН в период с 1 октября по 31 декабря 2021 г. Данной категории индивидуальных предпринимателей не требуется представлять не позднее 20 февраля 2022 г. в налоговый орган уведомление об отказе от применения УСН.

С 1 января 2022 г. индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, вправе будут уплачивать подоходный налог с физических лиц (далее — подоходный налог) в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, в порядке, установленном главой 18 Налогового кодекса.

Обращаем внимание, если индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги, в 2021 г. применял УСН с уплатой налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и такой плательщик с 1 января 2022 г. переходит на уплату подоходного налога и желает продолжить уплату НДС с 1 января 2022 г., то ему необходимо не позднее 20 января 2022 г. представить в налоговый орган по месту постановки на учет по установленной форме уведомление о принятом решении об уплате НДС (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса).

В то же время с 1 января 2022 г. при оказании услуг по заказам граждан, приобретающих или использующих услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — потребитель), индивидуальные предприниматели вправе вместо уплаты подоходного налога уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) в порядке, установленном главой 33 Налогового кодекса.

Справочно. Объектом налогообложения единым налогом для индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям услуг (выполнение работ), перечисленных в подпунктах 1.1.11.1.10 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса. С 1 января 2022 г. реализация дополнительных жилищно-коммунальных услуг, осуществление деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта, осуществление общественного питания планируется проектом закона исключить из сферы применения единого налога (подпункты 2.3, 2.5 и 2.6 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса, подпункт 1.1.10 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса).

Индивидуальным предпринимателем, впервые начавшим в календарном году осуществление деятельности с уплатой единого налога, налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности в том календарном месяце, в котором им впервые в отчетном периоде осуществляется деятельность (часть вторая пункта 26 статьи 342 Налогового кодекса).

Таким образом, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги потребителям, и впервые в 2022 г. приступившие к деятельности с уплатой единого налога, представляют налоговую декларацию (расчет) по этому налогу не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности в том календарном месяце, в котором ими впервые в отчетном периоде осуществляется деятельность.

Пример 1 

(в настоящем примере и далее сведения приведены условные)

Индивидуальный предприниматель в 2021 г. оказывал организации услуги по управлению (являлся управляющим организации), применял в 2021 г. УСН без уплаты НДС, и в 2022 г. продолжил оказывать организации услуги по управлению.

В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не вправе с 1 января 2022 г. продолжить применение УСН. Такой индивидуальный предприниматель с 1 января 2022 г. будет уплачивать подоходный налог в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. При этом индивидуальному предпринимателю не требуется отражать решение об отказе от применения УСН в налоговой декларации (расчете) по УСН за IV квартал 2021 г.

Пример 2

Индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги организациям, в период с 1 октября по 31 декабря 2021 г. представил в налоговый орган уведомление о переходе на применение УСН с 2022 г.

В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не вправе с 1 января 2022 г. применять УСН. Такой индивидуальный предприниматель с 1 января 2022 г. будет уплачивать подоходный налог в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. Данному индивидуальному предпринимателю не требуется представлять в срок не позднее 20 февраля 2022 г. в налоговый орган уведомление об отказе от применения УСН в порядке, определенном в пункте 5 статьи 327 Налогового кодекса.

Пример 3

Индивидуальный предприниматель в 2021 г. сдавал в аренду организациям нежилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, применял УСН с уплатой НДС и в 2022 г. продолжил осуществлять данную деятельность.

В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не вправе с 1 января 2022 г. продолжить применение УСН, поскольку в соответствии с абзацем 9 пункта 5 статьи 326 Налогового кодекса сдача в аренду имущества признается услугой.

С 1 января 2022 г. такой индивидуальный предприниматель в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, будет производить уплату подоходного налога.

Если индивидуальный предприниматель желает продолжить уплату НДС с января 2022 г., то ему необходимо в срок не позднее 20 января 2022 г. представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о принятом решении об уплате НДС по установленной форме.

Пример 4

Индивидуальный предприниматель в 2021 г. предоставлял потребителям для краткосрочного проживания жилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, применял в 2021 г. УСН без уплаты НДС и в 2022 г. продолжил осуществлять указанный вид деятельности (6 января 2022 г. представил для краткосрочного проживания квартиру в г. Минске).

В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не вправе с 1 января 2022 г. продолжить применение УСН, поскольку в соответствии с абзацем 9 пункта 5 статьи 326 Налогового кодекса сдача в аренду имущества признается услугой.

Такой индивидуальный предприниматель с 1 января 2022 г. вправе в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, производить уплату подоходного налога.

В то же время индивидуальный предприниматель вправе вместо уплаты подоходного налога в отношении деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания уплачивать единый налог. В данном случае индивидуальному предпринимателю необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г.

В рассматриваемой ситуации, поскольку индивидуальный предприниматель впервые начинает в 2022 г. осуществлять деятельность с уплатой единого налога, то налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г. представляется индивидуальным предпринимателем не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности, то есть не позднее 5 января 2022 г.

 

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, которые с 1 января 2022 г. не смогут применять УСН, обязаны с указанной даты уплачивать подоходный налог в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, то есть с 1 января 2022 г. применять общеустановленный порядок. В то же время, вместо уплаты подоходного налога отдельные категории таких индивидуальных предпринимателей вправе применять систему уплаты единого налога (при соблюдении условий его применения, определенных в главе 33 Налогового кодекса).

Индивидуальные предприниматели, впервые в 2022 г. приступившие к деятельности с уплатой единого налога, представляют налоговую декларацию (расчет) по этому налогу не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности в том календарном месяце, в котором ими впервые в отчетном периоде осуществляется деятельность.

2. Единый налог

С 1 января 2022 г. предлагается сократить сферу применения единого налога индивидуальными предпринимателями, то есть проектом закона пункт 2 статьи 336 Налогового кодекса предлагается дополнить подпунктами 2.3 — 2.6.

Так, единый налог не применяется при:

  • реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;

  • осуществлении дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса;

  • осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;

  • осуществлении общественного питания (подпункты 2.32.6 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса).

Также автомототранспортные средства предлагается исключить из групп товаров, розничная торговля которыми является объектом налогообложения единым налогом (исключается подпункт 1.2.4 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса).

Справочно. В соответствии со статьей 335 Налогового кодекса под автомототранспортными средствами понимаются легковые автомобили, мотоциклы, квадрициклы, снегоходы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды, мокики, скутеры и иные аналогичные транспортные средства, прицепы и полуприцепы.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» утвержден перечень дополнительных жилищно-коммунальных услуг, к которым относятся:

  • установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома;

  • установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией;

  • организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме;

  • аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий;

  • обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание.

Дистанционная торговля — форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется без использования торговых объектов на основании договора розничной купли-продажи, заключаемого без одновременного присутствия продавца и покупателя после ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг операторов почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами в соответствии с законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами в момент заключения такого договора (п. 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 09.03.2021 № 14 «О классификации форм торговли»).

Кроме того, проектом закона предложено увеличить размер ставок единого налога, установленный в приложении 24 к Налоговому кодексу.

При этом в соответствии с частью 1 пункта 19 статьи 7 проекта закона ставки единого налога, предусмотренные приложением 24 к Налоговому кодексу в редакции, вступающей в силу с 1 января 2022 г., применяются при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2022 г. Исчисление единого налога за январь 2022 г. производится по ставкам единого налога, предусмотренным приложением 24 к Налоговому кодексу в редакции, действовавшей по 31 декабря 2021 г.

Индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога вносят соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г. и в срок не позднее 31 января 2022 г. представляют такую декларацию (расчет) в налоговый орган (часть 2 пункта 19 статьи 7 проекта закона).

Пример 5

Индивидуальный предприниматель, осуществляет розничную торговлю обувью в торговом объекте, расположенном на территории г. Минска.

Индивидуальным предпринимателем 28 декабря 2021 г. представлена налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г., в которой указаны месяцы осуществления деятельности: январь, февраль, март. За каждый из указанных месяцев исчислен единый налог исходя из ставки, установленной в подпункте 1.11.6 пункта 1 приложения 24 к Налоговому кодексу, в редакции, действовавшей по 31 декабря 2021 г., в размере 121 рубль.

В установленный срок произведена уплата единого налога за январь 2021.

В соответствии с подпунктом 1.11.5 пункта 1 приложения 24 к Налоговому кодексу в редакции, действующей с 1 января 2022 г., ставка единого налога для реализации иных непродовольственных товаров установлена в размере 484 рубля.

В соответствии с пунктом 19 проекта закона индивидуальному предпринимателю в срок не позднее 31 января 2022 г. необходимо внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г., пересчитав единый налог за февраль и март 2022 г. по ставке, установленной в приложении 24 к Налоговому кодексу в редакции, действующей с 1 января 2022 г., то есть по ставке 484 рубля за каждый месяц, и в срок не позднее 31 января 2022 г. представить такую налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган.

Уплата единого налога (по повышенным ставкам) за февраль и март 2022 г. производится соответственно в сроки не позднее 1 февраля 2022 г. и не позднее 1 марта 2022 г.

Проектом закона планируется предоставить право индивидуальным предпринимателям, уплатившим за I квартал 2022 г. (его часть) единый налог, в отношении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1 января 2022 г. на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения, предусмотренных Налоговым кодексом в редакции, вступающей в силу с 1 января 2022 г. (часть 1 пункта 18 статьи 7 проекта закона).

Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти с 1 января 2022 г. на применение УСН на основании части 1 пункта 18 статьи 7 проекта закона, должны не позднее 31 января 2022 г. представить в налоговый орган уведомление о переходе на УСН по установленной форме (часть 2 пункта 18 статьи 7 проекта закона).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с пунктом 18 статьи 7 проекта закона на иной порядок налогообложения, вносят соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г. (часть 3 пункта 18 статьи 7 проекта закона).

Излишне уплаченная сумма единого налога подлежит зачету или возврату в порядке, предусмотренном статьей 66 Налогового кодекса.

Пример 6

Индивидуальный предприниматель, осуществляет розничную торговлю обувью в торговом объекте, расположенном на территории г. Минска.

Индивидуальным предпринимателем 28 декабря 2021 г. представлена налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г., в которой указаны месяцы осуществления деятельности: январь, февраль, март. За каждый из указанных месяцев исчислен единый налог исходя из ставки, установленной в подпункте 1.11.6 пункта 1 приложения 24 к Налоговому кодексу, в редакции, действовавшей по 31 декабря 2021 г., в размере 121 рубль.

В установленный срок произведена уплата единого налога за январь 2021 г.

Индивидуальный предприниматель, изъявил желание перейти с 1 января 2022 г. на применение УСН и в соответствии частью 2 пункта 18 статьи 7 проекта закона не позднее 31 января 2022 г. представил в налоговый орган уведомление о переходе на УСН по установленной форме.

В соответствии с частью 3 пункта 18 статьи 7 проекта закона такому индивидуальному предпринимателю не позднее 31 января 2022 г. необходимо внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 года, пересчитав к уменьшению (сложению) единый налог за январь, февраль и март 2022 г., и в срок не позднее 31 января 2022 г. представить такую налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган.

Пример 7

Индивидуальный предприниматель, оказывает услуги репетиторства на территории г. Минска.

Индивидуальным предпринимателем 28 декабря 2021 г. представлена налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г., в которой указаны месяцы осуществления деятельности: январь, февраль, март. За каждый из указанных месяцев исчислен единый налог исходя из ставки, установленной в подпункте 1.5 пункта 1 приложения 24 к Налоговому кодексу, в редакции, действовавшей по 31 декабря 2021 г., в размере 37 рублей.

В установленный срок произведена уплата единого налога за январь 2021 г.

В рассматриваемой ситуации, с 1 января 2022 г. индивидуальный предприниматель вправе вместо уплаты единого налога перейти на уплату налогов в общем порядке, то есть, с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, исчислять подоходный налог в порядке, установленном главой 18 Налогового кодекса.

При этом в данной ситуации индивидуальный предприниматель, не вправе перейти с 1 января 2022 г. на применение УСН, поскольку в соответствии с пунктом 2.7 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса в редакции, вступающей в силу с 1 января 2022 г., не вправе применять УСН индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги.

Индивидуальный предприниматель вправе продолжить уплату единого налога в 2022 г., пересчитав единый налог в порядке, рассмотренном в примере 5 настоящего письма.

Пример 8

Индивидуальный предприниматель в 2021 г. представлял потребителям для краткосрочного проживания жилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, и применял в 2021 г. УСН без уплаты НДС и в 2022 г. продолжил осуществлять указанный вид деятельности (6 января 2022 г. представил для краткосрочного проживания квартиру в г. Минске).

В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не вправе с 1 января 2022 г. продолжить применение УСН.

В то же время, индивидуальный предприниматель вправе в отношении деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания уплачивать с 1 января 2022 г. единый налог.

Поскольку индивидуальный предприниматель впервые начинает в 2022 г. осуществлять деятельность с уплатой единого налога, то налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г. представляется индивидуальным предпринимателем не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности, то есть не позднее 5 января 2022 г.

Индивидуальным предпринимателем 5 января 2022 г. представлена налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 г., в которой указаны месяцы осуществления деятельности: январь, февраль, март.

Индивидуальным предпринимателем за январь 2022 г. исчислен единый налог исходя из ставки, установленной в подпункте 1.8 пункта 1 приложения 24 к Налоговому кодексу, в редакции, действовавшей по 31 декабря 2021 г., в размере 156 рублей.

В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 приложения 24 к Налоговому кодексу в редакции, действующей с 1 января 2022 г., ставка единого налога установлена в размере 413 рублей. Согласно части 1 пункта 19 проекта закона указанные ставки применяются при исчислении сумм единого налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2022 г.

Индивидуальный предприниматель за февраль и март 2022 г. исчислит единый налог исходя из ставки, установленной в подпункте 1.8 пункта 1 приложения 24 к Налоговому кодексу в редакции, действующей с 1 января 2022 г., то есть исходя из ставки в размере 413 рублей.

Вышеизложенную информацию довести до сведения подведомственных инспекций, а также использовать при проведении разъяснительной работы с плательщиками.

Письмо МНС от 28.12.2021 № 3-1-9/02885 "О нормах проекта Закона"


Количество показов: 2864

Возврат к списку