+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Игорь Старовойтов: что нового в подходах к характеристике кандидата при приеме на работу

Новости для юриста

Игорь Старовойтов: что нового в подходах к характеристике кандидата при приеме на работу

25.10.2021

24 октября вступил в силу Декрет Президента № 6, который вносит изменения в Декрет № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Документом устанавливаются нововведения при приеме на работу в государственные организации. Одно из основных — при трудоустройстве наниматель будет обязан запросить характеристику с предыдущего места работы. О произошедших изменениях корреспондент БЕЛТА поговорила с заместителем Министра труда и социальной защиты Игорем Старовойтовым.

— Игорь Григорьевич, и ранее наниматели при приеме на работу могли запрашивать характеристику с предыдущего места работы кандидатов. Что меняется с принятием Декрета?

— Право запрашивать характеристику с предыдущего места работы было предусмотрено и ранее – в Декрете № 5 и в ст. 26 Трудового кодекса. Сейчас такое право осталось у организаций частной формы собственности. Но при приеме на работу в государственные организации наниматель не просто имеет право, он обязан запрашивать характеристику на всех кандидатов.

— Что представляет собой характеристика и какие требования к ней предъявляются?

— Характеристика — это официальный документ установленной формы. При заполнении этой формы нужно указать сведения о профессиональных, деловых и моральных качествах работника, о его участии в социально-общественной жизни коллектива, взаимодействии с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации, о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения), о привлечении работника к материальной ответственности, а также к иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя).

При направлении характеристики по запросу государственного органа, иной госорганизации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которой находится в государственной собственности, дополнительно отражаются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений в поведении работника на рабочем месте.

— Каких организаций коснутся изменения, предусмотренные Декретом?

— Дополнительные требования касаются всех организаций. Но эти требования различаются в зависимости от того, является ли организация государственной или частной формы собственности. Так, при приеме на работу в государственные органы, госорганизации и организации с долей собственности государства более 50 % для нанимателя установлена обязанность запросить характеристику на работника с предыдущего места его работы.

Если в течение предыдущих пяти лет работник трудился в госорганизации, также необходимо запросить характеристику из госорганизации. Если в этом периоде было несколько таких организаций, характеристика запрашивается в последней.

Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности в этих организациях помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях.

Требование о выдаче характеристик по установленной форме и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется как на государственные организации, так и на организации частной формы собственности.

Что же касается процедуры приема на работу, то обязанность запрашивать характеристику для частных организаций не предусмотрена. Как и прежде, за такими нанимателями осталось право при приеме на работу запрашивать характеристику с предыдущих мест работы кандидата.

— Если у человека в течение последних пяти лет было несколько мест работы, сколько характеристик должно быть запрошено?

— Если это были госорганизации, то, как уже говорилось выше, запрашивается характеристика только с последнего места работы. Если в течение этого пятилетнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организациях, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы и в государственную организацию.

— В какие сроки при поступлении запроса наниматели должны выдать характеристику?

— Поскольку к характеристике сейчас предъявляются более серьезные требования, срок ее подготовки увеличен с пяти до семи календарных дней.

— Есть ли какие-то ограничения по запросу характеристики по категориям работников?

— Нет, если речь идет о приеме на работу в госорган или указанные ранее организации, то характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность или по какой профессии он принимается на работу.

— Если наниматель нарушит установленный порядок приема на работу, какие его ожидают последствия?

— Нарушение предусмотренного Декретом порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей. При установлении факта такого нарушения руководитель организации, иные должностные лица могут быть уволены соответственно на основании п. 1 ст. 47 (однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации (ее обособленного подразделения), его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями) или абзаца первого п. 7 ст. 42 Трудового кодекса (однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с законодательными актами).

По сообщению БЕЛТА


Количество показов: 1465

Возврат к списку