Начисление процентов за пользование чужими денежными средствами всегда ведет к увеличению финансовых потерь, но правильное применение норм закона позволит этого избежать.
Зачастую в процессе осуществления предпринимательской деятельности возникают ситуации, когда на расчетный счет поступает сумма в размере большем, чем предназначено для оплаты в рамках договора, а получатель указанных средств не решает вопрос о скорейшем их возврате плательщику. Порою наоборот у приобретателя возникает желание использовать средства по своему усмотрению. Несвоевременный возврат денежной суммы, которая ошибочно поступила на расчетный счет, может послужить основанием не только для ее взыскания, но и для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, что только увеличит потери получателя.
<...>
Сергей БЕЛЯВСКИЙ,
юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», член Союза юристов
В июле 2020 г. работник уходит в трудовой отпуск на 26 календарных дней. В июле — сентябре 2019 г. он работал на 0,25 ставки (тарифный оклад — 100 руб.). С октября по декабрь 2019 г. он работал на 0,5 ставки (тарифный оклад — 200 руб.). С 1 января 2020 г. оклад повышен до 230 руб. (0,5 ставки). С 1 июня 2020 г. он работает на полную ставку (тарифный оклад — 460 руб.). В расчетном периоде работник не имел месяцев, в которых он в соответствии с законодательством освобождался от работы с частичным сохранением или без сохранения заработной платы.
Как правильно рассчитать отпускные в данном случае?
По соглашению между работником и нанимателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя (ч. 1 ст. 118 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).
Варианты неполного рабочего времени могут быть следующими:
неполный рабочий день — уменьшение нормы продолжительности ежедневной работы, установленной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работы у нанимателя (ч. 3 ст. 118 ТК). Например, если работнику установлен неполный рабочий день, он работает каждый день с понедельника по пятницу по 6 часов;
неполная рабочая неделя — сокращение числа рабочих дней в неделю (ч. 4 ст. 118 ТК). Например, работник работает на условиях неполной рабочей недели, то есть 4 дня с понедельника по четверг по 8 часов в день;
одновременное уменьшение норм продолжительности ежедневной работы и числа рабочих дней в неделю (ч. 5 ст. 118 ТК). Например, работник работает 3 дня в неделю с понедельника по среду при продолжительности ежедневной работы 5 часов.
<...>
Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор
Декларация по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) отправлена организацией на портал налоговой инспекции 29.05.2020. Одновременно с декларацией отправлено заявление о зачете (возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, на возврат суммы НДС. За предыдущий период решений налоговой инспекции о возврате суммы НДС не было.
Каков максимальный срок от подачи декларации до поступления денег на расчетный счет организации?
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов (п. 1 ст. 135 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).
Порядок и сроки возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, установлены ст. 137 НК.
<...>
Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
экономист
Рассмотрим на примерах допускаемые организациями ошибки в исчислении налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и подскажем, как их исправить.
Ситуация 1
Реализация товаров, изготовленных организацией, где 70% работников являются инвалидами.
Торговая организация приобретает продукцию у поставщика, где 70% работников являются инвалидами. В товарно-транспортных накладных на приход товара всегда указывалось «Освобождение от НДС согласно п. 1.16 ст. 118 Налогового кодекса Республики Беларусь». В результате сбоя бухгалтерской программы поставщика в документах на отгрузку продукции такая запись не была произведена. При этом торговая организация, приобретающая продукцию и реализующая ее другим организациям, как и ранее, не исчислила НДС, зная, что численность инвалидов у поставщика не поменялась.
<...>
Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июля 2020 г. № 67 на период с 1 августа по 31 октября 2020 г. утверждены размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения установлен в размере 256 рублей 10 копеек, что на 3,8% выше по сравнению с нормативом, действовавшим с 1 мая по 31 июля 2020 г.
<...>
К сведению нанимателей: доплаты до величины минимальной заработной платы, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2020 № 178, не являются объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц.
Указ Президента Республики Беларусь от 28.05.2020 № 178 "О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан" (далее – Указ № 178) предусматривает временные меры государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан.
<...>
Одним из способов, которыми обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, является банковская гарантия. В условиях распространения коронавируса актуален вопрос исключения непосредственного контакта работников банка с субъектами хозяйствования, а последних — с работниками таможенных органов. В такой ситуации возникает необходимость предоставления таможенному органу банковской гарантии в виде электронного документа.
Для помещения товаров под отдельные таможенные процедуры субъекты внешнеэкономической деятельности должны выполнить определенные условия, к которым в том числе относится уплата таможенных платежей или предоставление обеспечения их уплаты либо, если говорить языком Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
<...>
Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства
Предполагается, что положения Указа № 150 позволят урегулировать порядок оформления уполномоченными органами (должностными лицами) разрешений на осуществление расходных операций, а также оптимизировать работу банков по осуществлению расчетов со счетов, операции по которым приостановлены (наложен арест).
Указ Президента Республики Беларусь от 29.04.2020 № 150 «О расходных операциях» (далее — Указ № 150); вступает в силу с 02.08.2020) издан в целях совершенствования порядка осуществления расходных операций.
Сфера регулирования Указа № 150 охватывает не только осуществление расходных операций по счетам, банковским вкладам (депозитам) субъектов хозяйствования, но и операций по электронным кошелькам, осуществляемых с использованием банковских платежных карточек.
<...>
Юрий ПРИВАЛОВ
Соответствие расчетов по импорту требованиям валютного законодательства контролируется банками как агентами валютного контроля. Причем контроль достаточно жесткий, и платежи проводятся только на основании документального подтверждения внешнеторговых сделок. При непредставлении необходимых документов банк не осуществит платеж.
В последнее время Национальным банком принят ряд мер не только по либерализации, но и по оптимизации валютного законодательства. Сокращено количество нормативных актов, регулирующих вопросы международных расчетов. Тем не менее появление единого нормативного акта, максимально полно отражающего порядок проведения валютных операций и валютного контроля, способствовало бы однозначности понимания норм и тем самым исключению случаев их нарушения.
<...>
Наталья ПИРОЖНИК
Существующие в Беларуси режимы валютного регулирования были определены в период сложной ситуации на внутреннем валютном рынке, но в настоящее время являются недостаточно эффективными. Поэтому назрела необходимость пересмотра подходов к режимам валютного регулирования, установленным действующим законом, и применения наиболее прогрессивных, либеральных подходов к регулированию валютных отношений и контролю совершаемых экономическими субъектами и гражданами валютных операций в соответствии с требованиями времени и международной практики.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) валютное законодательство Республики Беларусь состоит из нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля Республики Беларусь, издаваемых в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов валютного регулирования и органов валютного контроля, их полномочия.
<...>
Николай ЛИМОЖ,
юрист