+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 23 — 30 мая 2020 г.

Новости для юриста

Registr.by:Мониторинг аналитики за 23 — 30 мая 2020 г.

31.05.2020

Мониторинг аналитики за 23 — 30 мая 2020 г.


Арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности: комментарий к Указу № 160


12 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 160), который, в частности:

принят в целях совершенствования порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;

обеспечивает единый подход к исчислению платежей за землю — земельного налога и арендной платы.

Также данным Указом отменено ранее установленное 10-кратное увеличение ставок арендной платы за земельные участки, на которых расположено неиспользуемое имущество, а также участки, эксплуатируемые с нарушением законодательства.

Указ № 160 вступил в силу 16 мая 2020 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Указом № 160 отменено действие ряда указов Президента (приложение 4 к Указу № 160), в том числе Указа от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», регулировавшего взимание арендной платы до 16 мая 2020 г.

<...>

Майя ЯРОШ,

экономист


Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств»


12 мая 2020 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 159 (далее — Указ № 159), которым предусмотрено предоставление коммерческим организациям права поэтапно относить до конца 2022 года на финансовый результат курсовые разницы, образовавшиеся с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г.

Указ принят в целях недопущения резкого ухудшения финансовых показателей деятельности субъектов хозяйствования и позволит минимизировать негативное влияние колебаний курса белорусского рубля, будет способствовать обеспечению стабильной работы коммерческих организаций в условиях неблагоприятной эпидемической ситуации в мире.

Как было до принятия Указа № 159

В 2020 году в бухгалтерском учете курсовых разниц изначально необходимо было руководствоваться нормами:

Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»;

Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102;

Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 октября 2014 г. № 69.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,

аудитор ООО «АудитИнком»


Некоторым категориям социальных работников установлены надбавки


В целях материального стимулирования работников государственных организаций, оказывающих социальные услуги, в условиях эпидемической ситуации Президент Республики Беларусь подписал Указ от 18 мая 2020 г. № 169 «О материальном стимулировании работников организаций, оказывающих социальные услуги» (далее — Указ № 169).

Указом № 169 устанавливается надбавка за работу в условиях эпидемиологической ситуации работникам государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, отделений круглосуточного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения (далее — соответственно работники социального обслуживания, организации) при производстве работы вахтовым методом за 169 часов такой работы.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,

юрист


Изменение существенных условий труда работника в соответствии с Указом № 143


Пункт 14 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143), принятого в целях минимизации влияния на экономику страны мировой эпидемиологической ситуации, предоставляет нанимателям право изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя с обязательным предупреждением об этом работника не позднее чем за один календарный день.

Рассмотрим алгоритм действий нанимателя на примере установления дистанционной работы с примерами необходимых документов.

Особенности изменения существенных условий труда

Кроме обоснованных производственных, организационных или экономических причин, предоставляющих нанимателю право изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же квалификации, должности служащего (профессии рабочего), определенным в трудовом договоре (ч. 1-я ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК), п. 14 Указа № 143 предусматривает новую причину изменения существенных условий труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, — обоснованные причины неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя. Таким образом, с учетом п. 14 Указа № 143 изменениями существенных условий труда признаются (ч. 2-я ст. 32 ТК):

изменение системы оплаты труда;

изменение режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного, гибкого рабочего времени, разделение рабочего дня на части, изменение начала и окончания рабочего дня (смены), времени обеденного и других перерывов, рабочих и выходных дней, введение суммированного учета рабочего времени и др.;

изменение гарантий;

предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок;

изменение других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК (например, установление дистанционной работы (работы на дому).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,

юрист


Определен порядок продления и сокращения сроков нахождения граждан в самоизоляции


Министерство здравоохранения Республики Беларусь приняло постановление от 8 мая 2020 г. № 49 «О продлении (сокращении) сроков пребывания граждан в самоизоляции».

Документом установлено, что основаниями для продления сроков пребывания граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) в самоизоляции по решению организации здравоохранения, осуществляющей медицинское наблюдение за гражданином, являются:

получение положительного результата лабораторного исследования биологического материала на наличие инфекции COVID-19 у лица, относящегося к контактам первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при повторном проведении лабораторного исследования;

получение положительного результата лабораторного исследования у лица, имеющего инфекцию COVID-19, при повторном проведении лабораторного исследования;

незавершенное медицинское освидетельствование лица, относящегося к контактам первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, в последний день установленного периода самоизоляции.

В перечисленных случаях территориальная организация здравоохранения, осуществляющая медицинское наблюдение за лицами, в отношении которых принимается решение о продлении срока самоизоляции, после получения информации о наличии оснований для продления таких сроков обеспечивает дополнительное вручение им требований о соблюдении правил поведения в самоизоляции с указанием конкретных сроков пребывания в самоизоляции.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,

юрист


Изменены условия предоставления и возврата кредитов


Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 марта 2020 г. № 99 (далее — постановление № 99) внесены изменения в Инструкцию о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 149. Одновременно с этим принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 марта 2020 г. № 100 «О расчете показателей долговой нагрузки и обеспеченности кредита» (далее — постановление № 100).

Показатели долговой нагрузки и обеспеченности кредита

В соответствии с подп. 1.5 п. 1 постановления № 100 показатель долговой нагрузки, рассчитываемый при оценке кредитоспособности физического лица при предоставлении кредита на потребительские нужды, представляет собой процентное соотношение суммы ежемесячных платежей физического лица и размера его среднемесячного дохода. Его предельное значение не должно превышать 40%. Превышение допускается в отношении задолженности по кредитам (с учетом предоставляемого кредита), которая составляет не более 10% от общей суммы задолженности по кредитам на потребительские нужды.

<...>

Александр ДУДКИН,

советник ЗАО «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса БГУ


Новые Правила пожарной безопасности для жилых домов и дач


Правила пожарной безопасности для жилых домов, строений и сооружений, расположенных на придомовой территории, садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для ведения коллективного садоводства, дач, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для дачного строительства (далее — Правила), утверждены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25 марта 2020 г. № 13.

Документом установлены требования пожарной безопасности при эксплуатации жилых домов (за исключением общежитий и частей жилых домов классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2—Ф5), строений и сооружений, расположенных на придомовой территории, садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для ведения коллективного садоводства, дач, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для дачного строительства.

<...>

Александр ГОРБАЧ,

юрист


Конкуренция компетенции общего собрания и исполнительного органа в акционерном обществе


На фоне не очень глубоких знаний о нормах корпоративного права или по иным причинам у некоторых складывается впечатление, что общее собрание в хозяйственном обществе, включая акционерное общество, всегда вправе рассматривать любые вопросы и принимать по ним любые решения, в том числе подменяя исполнительный орган общества. На самом деле это далеко не так.

Правовая природа акционерных обществ

Для того чтобы разобраться в обозначенной проблеме, проанализируем действующее в Республике Беларусь законодательство, регулирующее эти спорные общественные отношения: Гражданский кодекс Республики Беларусь  и Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2006 г. № 100-З), начиная с правовой природы акционерного общества.

<...>

Виктор КАМЕНКОВ,

научный консультант, профессор кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ


О повышении квалификации по вопросам технической и (или) криптографической защиты информации


В главе 22 Концепции информационной безопасности Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 (далее — Концепция), отмечается, что государство должно совершенствовать требования к защите информации, в том числе продолжать развитие системы подтверждения соответствия средств технической и криптографической защиты информации, а также лицензирования деятельности в области технической защиты информации (п. 88 Концепции).

Согласно п. 9 и 18 Положения о технической и криптографической защите информации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.04.2013 № 196, работы по технической и криптографической защите информации в организации проводятся подразделением защиты информации или иным подразделением (должностным лицом), ответственным за обеспечение защиты информации. Работники такого подразделения (должностное лицо) должны иметь высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и пройти переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации в порядке, установленном законодательством.

<...>

Николай ЛИМОЖ,

юрист


Меры поддержки для наиболее подверженных неблагоприятному воздействию


Для обеспечения устойчивой работы экономики и социальной сферы страны в условиях мировой эпидемиологической ситуации 24 апреля 2020 г. издан Указ Президента Республики Беларусь № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143), которым предусматриваются меры поддержки субъектов хозяйствования отдельных отраслей экономики, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию сложившейся эпидемиологической ситуации. Перечень таких отраслей определен в приложении к Указу № 143.

Рассмотрим, какие новшества предусмотрены Указом № 143.

1. В части поддержания финансового состояния субъектов хозяйствования предлагается реализация следующих мер налоговой политики:

— предоставление права местным органам власти изменять установленный срок уплаты в форме отсрочки, рассрочки или отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита по земельному налогу, налогу на недвижимость, налогу на игорный бизнес, налогу при упрощенной системе налогообложения, налогу на прибыль, зачисляемому в местные бюджеты, а также арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, за II и III кварталы текущего года для субъектов хозяйствования, осуществляющих виды экономической деятельности, наиболее подверженные неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации.

<...>

Николай ЛИМОЖ,

юрист


Калькулирование себестоимости швейной продукции


Пример

Частное предприятие собирается шить маски:

1) двухслойные из хлопка (бязи), плотность ткани 206 г на 1 кв. м;

2) четырехслойные из марли, плотность ткани 144 г на 1 кв. м.

Приведем порядок составления расчетных (плановых) калькуляций и примерную форму калькуляции для этих двух видов масок с рентабельностью не выше 10%.

Цены на средства защиты органов дыхания (маски, предназначенные для индивидуального применения) регулируются государством. Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2020 г. № 27 «О регулировании цен на маски и дезинфицирующие средства» установлен предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей на средства защиты органов дыхания (маски, предназначенные для индивидуального применения), в размере 10%.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,

аудитор


Дооценка товара в связи с изменением курса валюты и ее отражение в учете


Предприятия и организации независимо от форм собственности, осуществляющие розничную торговлю, могут производить дооценку остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Такая возможность предусмотрена постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 17 июля 1995 г. № 375 «О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле».

В соответствии с п. 3.1.12.2 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 9 апреля 2007 г. № 74 (далее — Методические рекомендации № 74), юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю товарами народного потребления, могут производить дооценку имеющихся у них остатков товаров:

до уровня цен последнего приобретения аналогичных товаров, сформированных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями согласно законодательству;

до уровня цен товаропроизводителей на момент реализации этих товаров, в отношении которых осуществляется регулирование цен согласно законодательству.

<...>

Майя ЯРОШ,

экономист


Цели и порядок использования корпоративных карточек


Отсутствие законодательства, четко регулирующего порядок использования в расчетах корпоративных карточек, порождает ряд вопросов относительно их целевого использования. Тем не менее банки активно предлагают своим клиентам корпоративные карты, что вполне объяснимо в силу сокращения операций с наличностью. Однако наряду с преимуществами такого способа выдачи денег под отчет существуют и определенные проблемы.

Корпоративные карты хотя и стали активнее использоваться субъектами хозяйствования, однако именно в силу отсутствия достаточной информации о целях их использования в большинстве случаев для зачисления командировочных используются зарплатные карточки, поскольку законодательство позволяет использовать на эту цель личные карточки. При этом многие субъекты хозяйствования, в основном перевозчики, предпочитают выдачу командировочных наличными, поскольку существуют риски, что карточка будет утеряна или заблокирована.

<...>

Нонна РАБЕЦ


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Количество показов: 1335

Возврат к списку