Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Online магазин
Деловые новости
Рекламодателям
Группа компаний «Регистр»
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Новости
  • для руководителя
  • для бухгалтера, экономиста
  • для юриста
  • для кадровика
  • для специалиста по ВЭД
  • Поиск в новостях
     
    FreeCurrencyRates.com
    Новости для бухгалтера, экономиста

    ГТК разъясняет: какие вопросы таможенного контроля затронули изменения уголовного законодательства

    24.06.2021

    26 мая 2021 г. принят Закон Республики Беларусь № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».

    Изменениями в Уголовный кодекс предусмотрены следующие нововведения.

    1. В целях устранения вопросов, касающихся определения крупного размера наличных денежных средств или денежных инструментов при их незаконном перемещении через таможенную границу ЕАЭС посредством международных почтовых отправлений (МПО), а также с целью приведения статьи 228 УК в соответствие со статьей 338 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) в примечаниях к статье 228 УК часть 3 изложена в новой редакции:

    «3. Деяние, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если сумма перемещаемых наличных денежных средств, в том числе в международных почтовых отправлениях, и (или) стоимость перемещаемых денежных инструментов, в том числе в международных почтовых отправлениях, превышают двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза к перемещению без таможенного декларирования в письменной форме.

    При расчете размера суммы незаконно перемещаемых наличных денежных средств (или) стоимости незаконно перемещаемых денежных инструментов из всей суммы перемещаемых наличных денежных средств и (или) стоимости перемещаемых денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая Таможенным кодексом Евразийского экономического союза разрешена к перемещению без таможенного декларирования в письменной форме или была задекларирована.».

    Данное изменение продиктовано тем обстоятельством, что в практике правоохранительных органов Республики Беларусь возникал вопрос, касающийся определения крупного размера наличных денежных средств или денежных инструментов при их незаконном перемещении через таможенную границу ЕАЭС посредством МПО.

    Справочно

    Согласно пункту 6 статьи 19 Всемирной почтовой конвенции и Заключительного протокола Всемирной почтовой конвенции (заключена в г. Стамбуле 06.10.2016) запрещается вкладывать монеты, банковские билеты, кредитные билеты или какие-либо ценности на предъявителя, дорожные чеки, платину, золото или серебро в изделиях или в необработанном виде, драгоценные камни, ювелирные изделия и другие драгоценные предметы в отправления письменной корреспонденции без объявленной ценности.

    В соответствии с пунктом 63 Правил оказания услуг почтовой связи общего пользования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2004 г. № 1111, в Республику Беларусь иностранная валюта может пересылаться только в письмах с объявленной ценностью в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанной по официальному курсу к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в почтовом учреждении страны его подачи.

    В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 285 ТК ЕАЭС не допускается пересылка в МПО товаров, запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза.

    Таким образом, сумма наличных денежных средств, в том числе иностранной валюты, и денежных инструментов, пересылаемых в МПО (кроме писем с объявленной ценностью), для определения крупного размера, являющегося квалифицирующим признаком преступления в соответствии с примечанием 3 к статье 228 УК, не была определена.

    Вместе с тем согласно таможенному законодательству установлено ограничение на перемещение без обязательного письменного декларирования наличных денежных средств в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации.

    2. В практике таможенных органов возникали проблемные вопросы, касающиеся определения добровольной сдачи подконтрольным лицом наличных денежных средств или денежных инструментов.

    Согласно примечанию 5 статьи 228 УК не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств или денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

    При этом в большинстве случаев должностное лицо таможни выявляет данное нарушение в ходе проведения устного опроса лица, проходящего через «зеленый коридор».

    В соответствии с положениями утратившего силу Таможенного кодекса Таможенного союза устный опрос являлся формой таможенного контроля.

    Согласно действующему ТК ЕАЭС устный опрос не является формой таможенного контроля, а относится к мерам, обеспечивающим проведение таможенного контроля.

    С целью единообразного толкования правоохранительными органами действий субъекта по отнесению их к добровольной сдаче наличных денежных средств или денежных инструментов  часть 5 данной статьи изложена в следующей редакции:

    «5. Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств или денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при устном опросе в качестве меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.».

    3. Диспозиция действующей редакции статьи 231 УК не охватывает таможенные пошлины, взимаемые таможенными органами, в том числе специальные, антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины и сборы. В связи с чем уклонение от уплаты иных платежей (кроме таможенных платежей, предусмотренных статьей 46 ТК ЕАЭС), в том числе специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин и иных (утилизационный сбор), взимание которых возложено на таможенные органы, не являлось признаком преступления с точки зрения уголовного закона.

    При этом в соответствии с положениями статьи 71 ТК ЕАЭС с целью защиты внутреннего рынка таможенными органами взимаются специальные, антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины, а также налоги и сборы, предусмотренные законодательством.

    В связи с чем в статье 231 УК название статьи и абзац первый части 1 изложены в новой редакции:

    «Статья 231. Уклонение от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами

    1. Уклонение от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, в крупном размере.

    Примечание к статье изложено в следующей редакции: «Примечание. Уклонением от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, в крупном размере признается уклонение от исполнения обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами при наступлении срока их уплаты, при котором сумма таких неуплаченных платежей превышает в три тысячи и более раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.».

    Что касается  Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК), то изменениями, в частности, предусмотрено изложение в новой редакции пункта 6 статьи 37 этого документа.

    Действующая редакция данного пункта наделяет таможенные органы полномочиями на осуществление дознания по статьям 3281, 333Уголовного кодекса только в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом должностные лица таможенных органов выявляют признаки преступлений, предусмотренных статьями 3281, 333Уголовного кодекса, осуществляя служебные полномочия на отдельных участках Государственной границы.

    В новой редакции указанный пункт изложен следующим образом:

    «6) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228231, 3281, 3331 Уголовного кодекса Республики Беларусь;».

    Таким образом, должностные лица таможенных органов уполномочены осуществлять дознание по перечисленным преступлениям при незаконном перемещении товаров как через таможенную границу ЕАЭС, так и через Государственную границу Республики Беларусь.

    По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь


    Количество показов: 708

    Возврат к списку

    искать
    Обратная связь Главная Карта сайта
    новости RSS
    новости для бухгалтера RSS

    Контактные телефоны

    Отдел книг:
    8 (017) 336-07-09 - многоканальный
    8 (029) 699-06-08 - многоканальный
    8 (017) 322-72-25
    8 (017) 260-16-42 - тел/факс

    Отдел подписки:
    8 (017) 336-07-09 - многоканальный
    8 (029) 699-06-08 - многоканальный
    8 (017) 378-83-89 - тел/факс

    Электронные журналы на порталах:
    8 (017) 336-07-09 - многоканальный
    8 (029) 699-06-08 - многоканальный
    8 (017) 379-30-08 - тел/факс (отдел сервисного обслуживания)

    Приемная
    8 (017) 270-09-09


    Способы оплаты на сайте:

    МПС + Белкарт.png Лого для сайтов партнеров и клиентов.png   ЕРИП.png   МТБанк.png

    ГлавнаяЖурналыДеловые книги ONLINE магазинДеловые новостиРекламодателямГруппа компаний «Регистр»