+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 5 — 11 октября 2019 г.

Экономика и бизнес

12.10.2019

Registr.by:Мониторинг аналитики за 5 — 11 октября 2019 г.

Мониторинг аналитики за 5 — 11 октября 2019 г.

Способы управления общим имуществом в новой редакции Жилищного кодекса


Рассмотрим регламентацию вопросов управления общим имуществом совместного домовладения согласно новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК), которая принята Законом Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. № 185-З «Об изменении законов по вопросам правового регулирования жилищных отношений» (далее — Закон № 185-З). Данным вопросам посвящена гл. 28 новой редакции ЖК, которая так и называется: «Управление общим имуществом совместного домовладения».

Для начала следует разобраться, чем мы собираемся управлять, говоря об управлении общим имуществом.

В предыдущей статье мы уже рассказывали о том, что основой для возникновения совместного домовладения является наличие общего имущества участников совместного домовладения. Там же, основываясь в том числе на примерах из судебной практики, мы говорили о том, что общее имущество — это то, что подчиняется правилу «всё принадлежит всем», то есть не может быть так, чтобы какая-то часть общего имущества принадлежала только какой-то части участников совместного домовладения. Собственно, об этом же гласит и п. 1 ст. 150 новой редакции ЖК, где установлено, что собственникам объектов недвижимого имущества общее имущество совместного домовладения принадлежит на праве общей долевой собственности.

Кстати, следует обратиться в данном контексте к п. 1 ст. 274 «Общее имущество собственников в многоквартирном жилом доме» Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), где говорится, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры, а в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь или договором, и иное имущество. Как видим, ГК четко гласит об общем имуществе в одном многоквартирном доме. Пока законодатель не встал на ложный путь, всем было понятно и очевидно: общее имущество может быть только у собственников квартир одного многоквартирного дома. Ранее это считалось аксиомой и не вызывало ни у кого никаких вопросов.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Споры из договоров займа: комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда


Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановление от 27 июня 2019 г. № 1 «О применении судами законодательства при разрешении споров, возникающих из договоров займа» (далее — постановление № 1), которое обращает на себя внимание по ряду причин.

Во-первых, это первый нормативный правовой акт судебного толкования, полностью посвященный договору займа. До этого момента в правовой системе Республики Беларусь имелись лишь разрозненные, единичные разъяснения по данной тематике, причем только на уровне постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (см., в частности, п. 1115, 20 постановления от 21 января 2004 г. № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами», ч. 2-ю п. 16 постановления от 5 декабря 2012 г. № 12 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров поставки товаров»). Отметим, что постановление № 1 принято весьма своевременно, так как споры из договоров займа в судебной практике довольно распространены, а их разрешение вызывает у судей определенные сложности.

Во-вторых, постановление № 1 имеет отношение к спорам, рассматриваемым судами в порядке как гражданского, так и хозяйственного (экономического) судопроизводства. Этот момент в постановлении № 1 прямо не прописан (что, полагаем, нужно отнести к недочетам последнего), но вытекает из того, что во многих пунктах данного документа (п. 1, ч. 1-я п. 2, ч. 1-я п. 5, ч. 1-я п. 6, ч. 1-я п. 7 и др.) его адресатами названы суды (тем самым, очевидно, подразумеваются любые суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, — суды и экономического, и неэкономического профиля), а в ч. 1-й п. 15 постановления № 1 сделана прямая ссылка на нормы Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Распространение сферы действия постановления № 1 на гражданское и хозяйственное судопроизводство позволит синхронизировать практику применения норм о договоре займа в рамках обоих видов правосудия.

<...>

Владимир СКОБЕЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате.


Изменения в страховой деятельности: лучше позже, чем никогда


Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 г. № 175 «О страховании» (далее — Указ № 175) предусматривает либерализацию условий осуществления страховой деятельности, увеличение возможностей в заключении договоров страхования в электронном виде, снижение страховых тарифов по отдельным видам обязательного страхования. Значимые изменения также затронули сегмент страхования жизни и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Увеличены возможности страховых организаций по заключению договоров добровольного страхования в электронном виде. Теперь договоры страхования могут заключаться без использования электронной цифровой подписи, а идентификация страхователей — без их личного присутствия. Кроме того, заключить «электронный» договор добровольного страхования теперь возможно не только через официальный сайт страховой организации, но и через сайты других уполномоченных организаций, например банков.

Теперь минимальный размер уставного фонда страховых компаний будет выражаться не в евро, а в белорусских рублях. Он определен в размере 11 млн белорусских рублей вместо 5 млн евро. Для страховых брокеров цифры следующие: 55 тыс. белорусских рублей вместо 25 тыс. евро. Эти изменения дают основания полагать, что страховой рынок в нашей стране достаточно устойчивый и финансово обеспеченный.

При обязательном страховании будут предлагать также суммы в национальной валюте. Исключения составляют договоры ответственности владельцев транспортных средств и медицинское страхование иностранных граждан, въезжающих на территорию нашей страны. Однако в будущем Министерство финансов Республики Беларусь изучит возможности для предложения тарифов в белорусских рублях и в этих случаях. Будет ли какой-то результат — покажет лишь время.

<...>

Эвелина ДУБОВИК,
юрист


Использование безналичной и наличной иностранной валюты индивидуальными предпринимателями


В настоящем материале вкратце рассмотрим вопросы использования безналичной и наличной иностранной валюты индивидуальными предпринимателями — резидентами.

Правовой статус

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) относит физических лиц — граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь, к резидентам (ст. 1).

Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее — Правила № 72), — основной документ в сфере валютного регулирования — оперируют таким понятием, как субъекты валютных операций. К последним относятся в основном юридические лица, организации, их филиалы и представительства.

Согласно п. 4 Правил № 72 индивидуальные предприниматели — резиденты проводят валютные операции в порядке, установленном для субъектов валютных операций — резидентов, кроме валютных операций, при совершении которых для них законодательством Республики Беларусь определен особый порядок их проведения.

<...>

Евгений БАДЕКО


Инструкция о банковском переводе: изменения и дополнения по факту


Расчеты относятся к посредническим банковским операциям, с которыми сталкивается каждый субъект хозяйствования в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Среди них безусловным лидером являются расчеты в виде банковского перевода (расчеты в форме аккредитива, инкассо, банковского платежного обязательства менее востребованы и распространены на практике).

Банковские операции согласно ст. 15 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК) подразделяются на три вида:

активные;

пассивные;

посреднические.

Активные операции направлены на предоставление денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками (это кредитование, факторинг, выдача гарантий и поручительств). Пассивные — направлены на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками (это банковский вклад (депозит), банковский счет, доверительное управление денежными средствами). Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (это расчеты, валютно-обменные операции, банковское хранение, временное пользование банковским сейфом, инкассация и перевозка).

Как видим, расчеты относятся к посредническим банковским операциям. С данной банковской операцией сталкивается каждый субъект хозяйствования в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Говоря о расчетах, и в первую очередь о безналичных расчетах, мы имеем в виду, что среди них безусловным лидером являются расчеты в виде банковского перевода (расчеты в форме аккредитива, инкассо, банковского платежного обязательства менее востребованы и распространены на практике). Общие положения расчетов в виде банковского перевода урегулированы в гл. 24 БК. Детально банковский перевод регламентирован Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Обновлен порядок проведения Национальным банком аттестации и оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации


15 сентября вступило в силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 352, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке проведения Национальным банком аттестации и оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2012 г. № 669 (далее — Инструкция № 669 и постановление № 669 соответственно), и в само постановление № 669.

Из текста постановления № 669 исключен п. 2, регламентирующий квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к независимому директору. Указанные требования перенесены в текст Инструкции № 669.

Из списка терминов исключено определение руководящей должности в банковской сфере. В то же время критерии руководящей должности описаны в п. 16 Инструкции № 669, в перечне квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам, за исключением членов совета директоров (наблюдательного совета).

Уточнено определение термина «иностранная кредитная организация». Такой организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии), выданного уполномоченным органом государства по регулированию банковской деятельности, имеет право осуществлять банковские операции в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно зарегистрировано.

<...>

Александр ДУДКИН,
советник закрытого акционерного общества «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса Белорусского государственного университета


Единый рынок услуг: реализация «дорожной карты» для аудиторов


Роль сферы услуг в экономике постоянно возрастает, и отдельные виды услуг как факторы производства оказывают значительное влияние на конкурентоспособность товаров, отраслей производства и экономик. Так, с 1 января 2022 г. начнет функционировать единый рынок аудиторских услуг, а единый рынок услуг в области составления отчетности и бухгалтерского учета — в 2021 году.

Единый рынок услуг — это весомый фактор для повышения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в государствах-членах. Его полноформатное функционирование является импульсом для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономик государств-членов.

Очевидно, что скорейший переход в состояние единого рынка услуг всех секторов услуг позволит сократить издержки услугодателей, связанные с повторным получением разрешений, учреждением, подтверждением квалификаций, и соответственно повысит конкурентоспособность и увеличит экономический потенциал государств-членов.

В итоге юридические и физические лица вправе будут осуществлять свою деятельность на всем пространстве Евразийского экономического союза так же, как у себя на родине. Очевидная минимальная выгода — освобождение от обязанности оформлять дополнительные разрешения и, следовательно, от связанных с этим финансовых и временных расходов и затрат по содержанию юридического лица и признанию квалификации работников. Кроме того, гибкость единого рынка услуг позволяет услугодателю любой страны Евразийского экономического союза использовать преимущества по учреждению в более лояльных юрисдикциях стран Союза и осуществлению деятельности по своему усмотрению во всех странах Евразийского экономического союза.

Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» принята новая редакция Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности».

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент


Выдача справок о размере заработной платы как административная процедура


Вводное: законодательство, применяемое при выдаче справки о размере заработной платы

Некоторая сложность заключается в том, что до сих пор нет единого (однозначного) мнения о том, является ли выдача справки о размере заработной платы (только) административной процедурой, к которой применяются нормы Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон № 433-З), или это сфера применения норм трудового законодательства Республики Беларусь.

Дело в том, что согласно п. 1 ст. 2 Закона № 433-З его действие распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур, за исключением, в частности, отношений в сфере трудовых и связанных с ними отношений, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Статьей 51 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрена обязанность нанимателя не позднее чем в пятидневный срок по просьбе работника, в том числе уволенного, выдать справку с указанием специальности, квалификации, должности, времени работы и размера заработной платы, а также другие документы о работе, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Случаями, когда применяется законодательство Республики Беларусь об административных процедурах, будут случаи, предусмотренные в том числе Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (см. также п. 2 ст. 3 Закона № 433-З, в котором определяется законодательство Республики Беларусь об административных процедурах, в частности, законодательный акт, которым утверждается перечень административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан).

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Проблемы и особенности уничтожения электронных документов


Полноценный переход в сфере документационного обеспечения управления на электронный документооборот невозможен без проработки вопросов архивного хранения электронных документов. Проблема обеспечения сохранности электронных документов становится все более острой в связи с нарастанием объемов создаваемых электронных документов, а также с объективными трудностями, сопровождающими архивное хранение и уничтожение документов в электронном виде и электронных документов (далее — электронных документов).

Стоит отметить, что временное хранение и последующая передача на постоянное хранение электронных документов осуществляются в течение сроков и в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь в сфере архивного дела и делопроизводства (ч. 1-я ст. 21 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).

К нормативным правовым актам, которые регулируют порядок хранения и уничтожения электронных документов, относятся следующие:

Инструкция о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2019 г. № 19;

Правила работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2019 г. № 20;

Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (в части требований, не установленных Инструкцией № 19);

Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь».

<...>

Дмитрий ВАРНАШОВ,
младший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Количество показов: 1506

Возврат к списку