+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 10 - 16 июня

Экономика и бизнес

16.06.2019

Registr.by: мониторинг аналитики за 10 - 16 июня

Определение среднего заработка, сохраняемого за работником за время трудового отпуска


Согласно ст. 75 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) за время трудового отпуска за работником сохраняется средний заработок. В свою очередь, порядок исчисления среднего заработка установлен Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее — Инструкция).

По общему правилу согласно ч. 1-й п. 5 Инструкции средний заработок, сохраняемый за время отпуска, исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска, независимо от того, за какой рабочий год предоставляется отпуск. Например, если работнику предоставляется отпуск в июне 2019 года за 2017/2018 или 2018/2019 рабочий год, при исчислении среднего заработка учитывается заработная плата, начисленная работнику с июня 2018 года по май 2018 года.

Инструкцией предусмотрены исключения из общего правила определения периода, за который исчисляется средний заработок, в следующих случаях.

<...>

Елена ГАДЛЕВСКАЯ,
юрист


Изменения в порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную пенсию


В Положение о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1488 (далее —Положение), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 г. № 346 внесены изменения.

Напомним, что Положение разработано в соответствии со ст. 1113 и 21 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее — Закон) и устанавливает порядок исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию в соответствии с Законом.

Закон, в свою очередь, направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Согласно ст. 3 Закона профессиональное пенсионное страхование организуется и функционирует на принципах:

а) ответственности работодателей за предполагаемое снижение трудоспособности работника вследствие занятости в особых условиях труда до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

б) предоставления профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда до достижения общеустановленного пенсионного возраста или в виде дополнительной выплаты после достижения общеустановленного пенсионного возраста;

в) выбора застрахованным лицом компенсации за работу в особых условиях труда в виде досрочной или (и) дополнительной профессиональной пенсии;

г) накопительного формирования средств на выплату профессиональных пенсий;

д) эквивалентности размера профессиональной пенсии объему пенсионных сбережений;

е) социального партнерства при осуществлении профессионального пенсионного страхования;

ж) государственного контроля над осуществлением профессионального пенсионного страхования.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Налогообложение и учет расходов по использованию личного автомобиля в служебных целях


В условиях жесткой конкуренции коммерческие организации используют различные инструменты для оптимизации расходов своей деятельности. К числу таких инструментов относится договор использования имущества работника для целей нанимателя, который позволяет организации решить следующие важные задачи:

— исключить расход средств на приобретение автомобиля. Приобретение дорогостоящего объекта основных средств не всегда оправдано или финансово возможно. Как выход из положения — заключение подобного договора на определенный срок;

— оптимизировать расходы по эксплуатации транспортного средства. Заблаговременно оговаривая сумму компенсации за использование автомобиля в служебных целях (она устанавливается по договоренности сторон), можно исключить иные непредвиденные расходы (ремонт, техническое обслуживание, парковка и другое);

— сократить расходы на налоги и отчисления. От сумм компенсации за износ транспортных средств организация не производит отчисления в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», а расходы на топливо уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Однако с 1 января 2019 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, которые коснулись в том числе операций по таким договорам.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент


Валютный контроль при возврате займа


Вопрос. Юридическое лицо — резидент (далее — резидент) получило заем от юридического лица, являющегося резидентом оффшорной зоны. Резидент получил разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала. Далее заимодавец уступил право требования другому нерезиденту, являющемуся резидентом оффшорной зоны. Резидент обратился в банк Республики Беларусь для возврата займа новому кредитору.

Необходимо ли уплачивать оффшорный сбор? Каковы действия банка?

Ответ. Полагаем, что в данной ситуации уплачивать оффшорный сбор не нужно. Банк обязан осуществить платеж.

В соответствии со ст. 263 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами обложения оффшорным сбором являются:

перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, если иное не установлено НК;

исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;

переход в соответствии с законодательством Республики Беларусь имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 148 «О цифровых банковских технологиях»


Межбанковская система идентификации (далее — МСИ) заработала в Республике Беларусь с 1 октября 2016 г. Правовой основой для ее создания послужил Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2015 г. № 478 «О развитии цифровых банковских технологий» (далее — Указ № 478).

Создание МСИ позволило клиентам банков, прошедшим процедуру идентификации при личном присутствии в одном из банков, получать дистанционное банковское обслуживание в любом банке Республики Беларусь в удобное для них время. В частности, появилась возможность в удаленном режиме посредством сети Интернет открывать счета или депозиты, оформлять кредиты, заказывать выпуск карты, проверять кредитную историю и т. д.

В целях дальнейшего развития в Республике Беларусь цифровых банковских технологий, использования информационных систем при совершении банковских, других финансовых операций и иной деятельности издан Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 148 «О цифровых банковских технологиях» (далее — Указ № 148), которым расширяется сфера применения МСИ для увеличения доступности банковских и финансовых услуг.

Автором статьи предлагается рассмотреть основные изменения, предусмотренные Указом № 148 в отношении функционирования МСИ.

<...>

Ирина РУЗОВА,
главный советник отдела конституционного права управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь


Компенсация застройщиками стоимости жилых помещений, подлежащих сносу: порядок изменился


Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 222 (далее — Указ № 222) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26).

В частности, корректировке подвергся подп. 1.18 п. 1 Указа № 26, где ранее было установлено, что заказчиками, застройщиками строительства жилых домов исходя из общей площади жилых помещений строящегося жилого дома в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, производится компенсация местному бюджету стоимости жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство, путем безвозмездной передачи в коммунальную собственность жилых помещений либо перечисления денежных средств. Здесь же говорится, что компенсация производится по усредненному показателю по населенному пункту, устанавливаемому ежегодно местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Отстранение от работы и недопуск к ней


Обязанность нанимателя отстранить работника от работы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, установлена ст. 49 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), а также п. 9 ч. 1-й и п. 5 ч. 2-й ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда).

В соответствии с ч. 2-й п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» отстранение от работы заключается во временном недопущении работника к исполнению своих трудовых обязанностей по распоряжению уполномоченного должностного лица в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 49 ТК, препятствующими работнику продолжить работу по его трудовой функции.

Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан отстранить работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Помимо случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:

появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;

не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;

не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда;

не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Отстранение работника от работы нанимателем, в том числе за противоправное поведение, мерой дисциплинарного взыскания не является, однако также может быть оспорено в порядке, предусмотренном главой 17 ТК.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


О злоупотреблении правом при увольнении работника «по статье»


Проанализированный в статье случай интересен тем, что, применяя меру дисциплинарного взыскания в виде увольнения, наниматель преследовал не столько цель наказать работника за совершенный им дисциплинарный проступок, сколько лишить того права на проживание в общежитии.

Фабула дела

Работник предпенсионного возраста заключил с нанимателем трудовой договор (контракт). По условиям контракта работнику была предоставлена комната в общежитии для проживания. Работник достиг пенсионного возраста, когда до истечения срока действия контракта оставалось всего несколько месяцев. По просьбе нанимателя работник досрочно увольняться по этому основанию не стал, а продолжил работу, тем более что он также был заинтересован в продолжении работы, так как нанимателем не были собраны все справки о заработной плате работника за прошедшие годы, необходимые для начисления ему пенсии. По договоренности с непосредственным руководителем (мастером) работник сам занимался сбором необходимых документов в рабочее время.

В один из дней работник, как обычно, устно предупредив мастера об отсутствии на работе, уехал за пределы Республики Беларусь с целью получения у прежних нанимателей справок о заработной плате. Вернувшись к месту работы через два дня, он получил на руки письменное уведомление о том, что в связи с совершением прогулов без уважительных причин наниматель досрочно прекращает с ним контракт по п. 5 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК). Возмущенный работник сгоряча отказался от дачи письменных объяснений и предлагал написать заявление о предоставлении в эти дни отпуска за свой счет, однако наниматель уволил его по п. 5 ст. 42 ТК.

Посчитав, что с ним поступили несправедливо, работник сам решил инициировать прекращение трудовых отношений с нанимателем и подал заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию. Наниматель ответил отказом, мотивировав это тем, что факты прогулов были зафиксированы им до даты получения этого заявления.

<...>

Игорь БУЕВИЧ,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Количество показов: 2006

Возврат к списку