+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 15 - 21 апреля

Экономика и бизнес

19.04.2019

Registr.by: мониторинг аналитики за 15 - 21 апреля

Регистрация (перерегистрация) сделки


С 1 марта 2019 г. изменилось значение термина «регистрируемая сделка». Это уже не только внешнеторговый договор, предусматривающий возмездную передачу товаров на общую стоимость с учетом приложений и дополнений к этому договору, определенную Указом № 178, но и внешнеэкономический договор, предусматривающий проведение валютных операций, связанных с движением капитала. Связано это с тем, что со вступлением в силу постановления № 612 валютные операции, связанные с движением капитала, которые ранее осуществлялись с разрешения Национального банка Республики Беларусь, будут осуществляться в регистрационном порядке, то есть требовать регистрации сделки.

Каждый субъект хозяйствования, занимающийся внешнеэкономической деятельностью, постоянно сталкивается с необходимостью регистрации (перерегистрации) сделки, представления в обслуживающий банк сведений о поступивших денежных средствах, документов, необходимых для проведения валютной операции, информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и т.п. Основополагающими нормативными правовыми актами Республики Беларусь в сфере валютного контроля являются Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) и Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон), которыми установлены общие принципы и основные подходы в сфере валютного контроля. Эти принципы и подходы конкретизированы Инструкцией о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 46 (далее —Инструкция № 46).

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее — постановление № 612) внесены многочисленные изменения в акты валютного законодательства Республики Беларусь, в том числе и в Инструкцию № 46, которые вступили в силу с 1 марта 2019 г.

<...>

Мария БУРНОС


Порядок отражения выручки экспедитора и возмещаемых перевозчику расходов


В соответствии с п. 1 ст. 755 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В соответствии со ст. 22 Закона Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон № 124-З) клиент (заказчик) обязан выплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить стоимость услуг сторонних организаций, которых экспедитор привлек для исполнения договора в интересах клиента.

Расчеты между заказчиком и экспедитором могут производиться в следующем порядке:

1) в белорусских рублях;

2) в белорусских рублях эквивалентно стоимости услуги в иностранной валюте;

3) в иностранной валюте в соответствии с подп. 25.13 п. 25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72, при расчетах с транспортными и (или) экспедиторскими организациями за перевозку и (или) экспедирование грузов за пределы и из-за пределов Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, при транзите через территорию Республики Беларусь.

Согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее —Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, перечисленные в п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Новый порядок определения страны происхождения товаров при предоставлении тарифных преференций при импорте товаров из развивающихся и наименее развитых стран


С 16 января 2019 г. вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июня 2018 г. № 60 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». Соответственно несколько изменился порядок предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Общие вопросы предоставления тарифных преференций

Что же такое тарифная преференция? Ответ на данный вопрос содержится в ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее — Договор о ЕАЭС), где под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Евразийским экономическим союзом (далее — Союз) зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран —пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

<...>

Александр МИХАЙЛОВ,
юрист


Сроки регистрации внешнеторгового договора


Одной из обязанностей субъектов внешнеэкономической деятельности — резидентов является регистрация сделки. Так, в соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь (далее — Национальный банк).

Рассмотрим, в какие сроки должен быть зарегистрирован в обслуживающем банке внешнеторговый договор поставки (импорт) на сумму, например, 2 500 000 российских рублей.

Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора, путем проставления на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверкой его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте — указание регистрационного номера сделки и заверка его электронной цифровой подписью).

Таким образом, срок регистрации сделки для банка — в день представления документов резидентом, за исключением случаев:

• непредставления в банк документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора;

• представления документов в банк, не обслуживающий счет экспортера (импортера);

• несоответствия внешнеторгового договора требованиям подп. 1.16.4 п. 1 Указа № 178.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Проводим внешнеторговые операции по-новому


Несмотря на некоторые заявленные в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2018 г. № 484, шаги по либерализации валютного законодательства Республики Беларусь и правил проведения внешнеторговых операций, на сегодняшний день действует во всем его величии Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178).

Указ № 178 содержит много норм как прямого действия, так и отсылочных, раскрывающихся в подзаконных нормативных правовых актах. Одним из таких актов является постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2009 г. № 101 «О проведении внешнеторговых операций» (далее — постановление № 101). Постановление № 101 имеет большое значение, так как оно определяет иные операции, на которые не распространяется Указ № 178, порядок расчетов в белорусских рублях при экспорте резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом; таможенные процедуры для целей валютного контроля; случаи, когда возможно не зачислять денежные средства по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, на счет экспортера и дату завершения внешнеторговой операции в таких случаях; порядок расчетов по импорту и дату проведения платежа по импорту; дату выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) в случаях, не предусматривающих подписания сторонами внешнеторгового договора документов, названных в Указе № 178.

<...>

Захар ДЕНИСОВ


Установление неполного рабочего времени: условия, порядок, оформление


Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК) не приводит определения неполного рабочего времени (далее — НРВ), предусматривая лишь то, что оно может устанавливаться в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели либо в сочетании первого и второго (ст. 118 ТК). Исходя из норм действующего законодательства Республики Беларусь, НРВ можно определить как время, продолжительность которого меньше нормальной продолжительности рабочего времени (полной — 40 часов или сокращенной — в соответствии со ст. 113 ТК).

Согласно ч. 1-й ст. 123 ТК режим рабочего времени — это порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов. Заметим, что в ТК кроме режима НРВ выделены, в частности, следующие режимы рабочего времени:

• ненормированный рабочий день (ст. 118 ТК);

• пятидневная и шестидневная рабочая неделя (ст. 124 ТК);

• режим рабочего времени при сменной работе (ст. 125 ТК);

• режим рабочего времени при разделении рабочего дня на части (ст. 127 ТК);

• режим гибкого рабочего времени (ст. 128 ТК) и т.п.

ВИДЫ НРВ

Согласно ст. 118 ТК НРВ может устанавливаться в виде:

• неполного рабочего дня (уменьшение нормы продолжительности ежедневной работы);

• неполной рабочей недели (уменьшение числа рабочих дней в неделю (неполная рабочая неделя);

• сочетания того и другого (одновременное уменьшение продолжительности ежедневной работы и числа рабочих дней в неделю).

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Расторжение трудового договора с предварительным испытанием

Частью 1-й ст. 28 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) установлено, что с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания. Как видим из приведенной нормы, заключение трудового договора с условием предварительного испытания допускается только с согласия работника и нанимателя. Если работник и наниматель достигли соглашения по условию предварительного испытания, его необходимо внести в трудовой договор в соответствии с требованиями ч. 3-й ст. 19 и ч. 4-й ст. 28 ТК.

В части 1-й п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее — постановление № 2) указано, что заключение трудового договора с предварительным испытанием допускается независимо от срока договора (ст. 17 ТК).

Следует также помнить, что в соответствии с ч. 5-й ст. 28 ТК не устанавливается предварительное испытание при заключении трудового договора для:

• работников, не достигших восемнадцати лет;

• молодых рабочих (служащих), получивших профессионально-техническое образование;

• молодых специалистов, получивших среднее специальное, высшее или послевузовское образование;

• инвалидов;

• временных и сезонных работников;

• при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю;

• при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов;

• в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист в сфере трудового законодательства


Служебные командировки: определен порядок возмещения расходов, предоставления гарантий и компенсаций

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 утверждено Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках (далее — постановление № 176 и Положение соответственно). Документом определяются порядок и размеры возмещения расходов, гарантии и компенсации работникам, военнослужащим (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу), сотрудникам военизированных организаций, имеющим специальные звания, при служебных командировках в пределах Республики Беларусь и за границу, а также при направлении за границу на обучение.

Напомним, что согласно ст. 91 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

В ТК служебным командировкам посвящено лишь несколько статей. Вопросы, связанные с заграничными командировками, были урегулированы Инструкцией о порядке предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 115 (далее — Инструкция № 115). Многие нормы этого документа нашли свое отражение и в Положении. В свою очередь, размеры командировочных расходов устанавливались, как известно, постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь. Теперь Правительство Республики Беларусь все вопросы, касающиеся порядка и размеров возмещения командировочных расходов, а также предоставления иных гарантий и компенсаций, связанных с командировками, попыталось урегулировать в одном нормативном правовом акте — Положении.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Справочная информация

Калькуляторы:

«Расчет суммы аванса на командировочные расходы» (с 23 марта 2019 г.)

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Количество показов: 2073

Возврат к списку