+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 10 - 16 сентября

Registr.by: мониторинг аналитики за 10 - 16 сентября

Registr.by: мониторинг аналитики за 10 - 16 сентября

15.09.2018

Определение числа календарных дней расчетного периода при исчислении пособия по больничному

Порядок определения размера среднедневного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности лицам, работающим по трудовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм (далее — работники) регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 (далее — Положение № 569).

Согласно Положению № 569 размер среднедневного заработка для исчисления работникам пособия по временной нетрудоспособности определяется за шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие (далее — расчетный период).

Работникам, принятым на работу к назначающему пособие по временной нетрудоспособности плательщику обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — плательщик) в расчетном периоде и отработавшим расчетный период не полностью, размер среднедневного заработка определяется за фактически отработанное время, кроме работников, указанных в ч. 1-й п. 23 Положения № 569.

В случаях переподчинения, реорганизации, смены собственника имущества плательщика, перевода работника к другому плательщику в расчетном периоде или в месяце возникновения права на пособие по временной нетрудоспособности размер среднедневного заработка определяется с учетом заработка за период работы до наступления указанного случая на основании сведений о заработке, истребованных плательщиком, назначающим пособие.

<...>

Лев СТРАЦКЕВИЧ,
эксперт журнала «Налоговый вестник»


Учет путевок в коммерческих организациях

Основным нормативным документом, определяющим порядок направления населения республики на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета, является Указ Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения».

Приказом Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 26 марта 2018 г. № 17-о «Об установлении размеров государственных средств на удешевление стоимости одной путевки в оздоровительные, спортивно-оздоровительные лагеря в 2018 году» размеры государственных средств на удешевление стоимости одной путевки в оздоровительные, спортивно-оздоровительные лагеря в 2018 году установлены в следующих размерах:

  • в оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей сроком 18 дней — 76,00 руб.;

  • в оздоровительный лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием детей сроком 18 дней — 84,00 руб.;

  • в спортивно-оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей сроком 18 дней — 86,00 руб.;

  • в оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием детей сроком не менее 9 дней — 79,00 руб.;

  • в оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием детей сроком 18 дней — 185,00 руб.;

  • в спортивно-оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием детей сроком не менее 9 дней — 90,00 руб.;

  • в спортивно-оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием детей сроком 18 дней — 205,00 руб.

При этом средства государственного социального страхования на удешевление стоимости путевок на расчетный счет организации, их покупающей, не поступают, а зачисляются непосредственно на расчетные счета лагерей (организаций, имеющих их на своем балансе) (п. 8 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2018 г. № 662) (далее — Положение № 662).

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Формирование отпускных цен на импортные строительные материалы

Строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее — бюджетные средства), а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), включены в Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 (далее —Перечень № 72 и Указ № 72 соответственно).

Методологические подходы к установлению и применению регулируемых отпускных цен на товары, в том числе строительные материалы, изделия, конструкции, ввезенные импортерами на территорию Республики Беларусь, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, определяются положениями Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111 (далее — Инструкция № 111).

<...>

Ирина КУРАШ,
кандидат экономических наук


Налогообложение поощрительных отпусков, предоставляемых по коллективному договору

Согласно ст. 160 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым договором.

В отношении отражения в бухгалтерском учете начисленных дополнительных поощрительных отпусков, оплачиваемых согласно ст. 160 ТК, а также взносов в Фонд социально защиты населения и в Белгосстрах с таких сумм нужно отметить следующее.

Согласно п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (далее — Инструкция № 102), расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде.

Расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие:

  • себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

  • управленческие расходы;

  • расходы на реализацию;

  • прочие расходы по текущей деятельности (п. 8 Инструкции № 102).

В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включаются среди прочего «другие» расходы по текущей деятельности.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Пенсия по случаю потери кормильца

Пенсия по потере кормильца — это выплата, назначаемая для материальной поддержки иждивенцев при потере лица, который обязан их материально обеспечивать. В основном это касается случаев потери близких родственников (родителей, супругов) или опекунов.

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является факт смерти указанного лица.

Понятие «кормилец» действующее законодательство не содержит. С учетом положений ст. 36 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) это лицо, имеющее на иждивении нетрудоспособных членов семьи, которые находятся на его полном содержании либо получают от него помощь, которая является для них основным и постоянным источником средств к существованию.

Обратите внимание!

Обязательным условием для получения пенсии по потере кормильца в Республике Беларусь является нетрудоспособность получателя.

Согласно ст. 44 Закона пенсия по случаю потери кормильца назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи, имеющего право на пенсию. По желанию членов семьи им может быть назначена одна общая пенсия.

<...>

Светлана СЕМЕНИХИНА,
юрист


Статус кредиторских органов в новом законе о банкротстве: что изменится?

Продолжим сравнительный анализ Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 415-З) и проекта нового закона о банкротстве (далее — проект закона)1. На этот раз рассмотрим вопросы в отношении статуса кредиторов, их собрания, комитета, возможные вариации их улучшения с учетом реалий жизни, статистики, актуальных научных исследований и судебной практики.

Сохраняем нейтралитет

Роль, статус, положение кредиторов, их коллегиальных органов в законодательстве о несостоятельности и банкротстве различных государств всегда велики и имеют большое значение в силу их фактического и правового положения. Имеются даже различия в моделях национального законодательства о несостоятельности разных государств в зависимости от того, чьи интересы в них считаются приоритетными: «прокредиторские» модели, «продолжниковские» модели и нейтральные модели. Например, действующий Закон № 415-З относят к числу нейтральных моделей, поскольку он призван в равной мере защищать интересы должников и кредиторов.

«Продолжниковское законодательство также неоднородно (радикальное и умеренное). Законодатель в данном случае стремится помочь неплатежеспособному лицу максимально быстро выйти из кризиса, в том числе освободиться от долгов и получить возможность нового старта (fresh start). Считается, что в чистом виде продолжниковская (радикальная) система банкротства существует во Франции и США».

<...>

Виктор КАМЕНКОВ,
заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, медиатор, заместитель председателя общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», национальный корреспондент Беларуси в ЮНСИТРАЛ, доктор юридических наук, профессор


О предстоящей либерализации экономических статей уголовного закона

В Национальном собрании Республики Беларусь находится проект закона Республики Беларусь, предусматривающий изменения в ряд кодексов, в том числе и в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК). Нас в первую очередь интересует проблема либерализации уголовного законодательства в сфере экономической деятельности и то, каким образом она будет реализована на практике. В связи с этим рассмотрим ряд предложений по оптимизации уголовного законодательства в сфере экономики и предполагаемые нововведения.

Нет преступления — нет проблемы

Разработчиками предлагается из блока статей о преступлениях в сфере экономической деятельности исключить такие деликты, как:

  • нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь (ст. 224 УК);

  • воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 232 УК);

  • нарушение антимонопольного законодательства (ст. 244 УК);

  • дискредитация деловой репутации конкурента (ст. 249 УК).

Главным образом, связано это с тем, что данные уголовно-правовые нормы не применялись на практике и указанные деликты не обладают такой большой степенью общественной опасности, чтобы их рассматривать именно как преступление. Поэтому вполне достаточно для подобных противоправных деяний в сфере экономической деятельности мер административной или гражданско-правовой ответственности.

<...>

Вадим ХИЛЮТА
кандидат юридических наук, доцент


Апелляция по гражданским и экономическим делам: о сходствах и различиях

С 21 июля 2018 г. в гражданском процессе начала функционировать апелляционная форма проверки судебных постановлений, заменившая собой кассационное производство 1. В хозяйственном же процессе апелляция существует уже достаточно давно — с момента вступления в 2005 году в силу новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК).

В связи с этим большое практическое значение приобретает следующий вопрос: в чем сходство и различие между апелляционным производством, применяемым по гражданским и экономическим делам?

Апелляция полная и неполная

В ходе исторического развития правил пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений сформировалось два вида апелляции: полная и неполная.

Полная апелляция предполагает повторное полноценное (как в суде первой инстанции) разбирательство дела по существу вышестоящим судом. Последний не связан результатами процесса в суде первой инстанции, рассмотрение дела начинается как бы с чистого листа: заново выясняются позиции сторон спора, исследуются доказательства (в том числе любые новые) и т.д. Полная апелляция способствует установлению по делу истины, хотя в то же время имеет и некоторые отрицательные черты: в определенной мере она девальвирует значение деятельности суда первой инстанции, провоцирует злоупотребления со стороны заинтересованных лиц, значительно увеличивает судебные расходы.

<...>

Владимир СКОБЕЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, арбитр Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате


Изменена административная ответственность за некоторые правонарушения в области предпринимательской деятельности

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 129-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон) внесены изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Значительное число правовых новаций касается вопросов применения ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением экономической деятельности. Так, Законом вносятся изменения и дополнения в ст. 6.1012.2722.923.34 и 23.79 КоАП, регулирующие конфискацию, устанавливающие ответственность за незаконные перемещение, хранение табачных изделий и алкогольных напитков, производство, переработку, хранение, перемещение непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья, реализацию этих продукции, спирта, сырья и алкогольных напитков; за нарушение законодательства о средствах массовой информации, порядка организации или проведения массовых мероприятий, требований законодательства о контрольной (надзорной) деятельности, а также изменения и дополнение в ст. 3.2 и 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

1. Расширена сфера применения конфискации за правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 ст. 1 Закона ч. 1-я ст. 6.10 КоАП изложена в новой редакции, предусматривающей в том числе, что в случае продажи (при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, либо алкогольных напитков собственного изготовления может применяться конфискация алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, алкогольных напитков собственного изготовления, не являющихся предметом административного правонарушения, принадлежащих виновному лицу или находившихся в месте совершения правонарушения в момент совершения правонарушения.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 2560
Автор:  Андрей Дембский-Новиков

Возврат к списку