Так как добиться полного совершенства законодательной системы и способов управления общественными сферами невозможно, то барьеры на пути развития предпринимательства будут всегда — они неустранимы.
К такому выводу приходит доктор философских наук, научный сотрудник Института экономики Национальной академии наук Розалия Смирнова в работе «Социологический мониторинг и анализ экономических барьеров развития предпринимательства в Беларуси». Она была опубликована в 12-м выпуске социологического альманаха, издаваемого Институтом социологии НАН.
В работе отмечается улучшение институциональных условий предпринимательства в Беларуси, хотя, разумеется, не все проблемы на пути развития малого и среднего предпринимательства устранены.
Основные барьеры
При этом автор провела анализ соцопросов представителей бизнеса, на основании чего выделила основные экономические барьеры для предпринимательства:
1) неблагоприятная государственная экономическая политика по отношению к малому бизнесу, в частности это касается защиты прав собственности, неравного отношения к государственным и частным предприятиям, ограниченный доступ к госзакупкам, установления фиксированной величины минимальной заработной платы, арендной платы и др.;
2) трудности, вызванные низким уровнем развития экономики (невысокий спрос на товары и услуги, конкуренция и т. д.);
3) финансовые проблемы (высокие налоги, недостаточный стартовый капитал, ограниченный выход на отечественные и зарубежные кредитные ресурсы).
Как говорится в работе, к значимым экономическим барьерам для дальнейшего развития относятся неравные конкурентные условия для малого бизнеса.
«Согласно данным, полученным Институтом экономики НАН Беларуси в 2017 г., 10 % респондентов указали на протекционизм государства в отношении госпредприятий как фактор, мешающий развитию их предприятия. В 2018 г. — на этот показатель указали 6,7 % респондентов. А по результатам опроса 2019 г., проведенного Исследовательским центром ИПМ, уже более трети представителей сектора малого и среднего предпринимательства (36,9 %) отметили неравные условия деятельности по сравнению с государственными предприятиями как наиболее проблемный вопрос ведения бизнеса», — сказано в публикации.
В ней отмечается, что существенными препятствиями для роста малого бизнеса выступают различия в подходах к частным и государственным организациям в вопросах лицензирования и аттестации, предоставление льгот и более привлекательных условий иностранным компаниям (например, лучших участков под строительство торговых объектов), высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.
Оценка респондентами деятельности правительства в данном направлении сдержанная — количество положительных и отрицательных оценок почти одинаково, а в основном (51 %) оценка — «ничего не изменилось».
Как пишет Розалия Смирнова, еще одним барьером для развития малого и среднего бизнеса выступают трудности, вызванные низким уровнем развития экономики в стране (невысокий спрос на товары и услуги, конкуренция и т. д.).