+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 27 — 02 июля 2020 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 27 — 02 июля 2020 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 27 — 02 июля 2020 г.

05.07.2020



Мониторинг аналитики за 27 — 02 июля 2020 г.


Налоговый и бухгалтерский учет приобретения организацией путевок в санатории для работников


Санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан в Республике Беларусь осуществляются за счет государственных средств, средств юридических и физических лиц (п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее — Указ № 542)).

Право на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) и оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) с использованием средств государственного соцстрахования и республиканского бюджета имеют:

лица, подлежащие обязательному государственному социальному страхованию, за которых в установленном порядке нанимателем уплачиваются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (далее — ФСЗН);

лица, самостоятельно уплачивающие взносы в ФСЗН;

военнослужащие, граждане, проходящие альтернативную службу, лица начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по ЧС, а также органов финансовых расследований Комитета государственного контроля;

несовершеннолетние дети;

иные лица, определенные в Указе № 542.

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств юридического лица, нанимателя могут предоставляться работникам организации на условиях, установленных самим нанимателем, коллективным договором, трудовым договором и др.

<...>

Майя ЯРОШ,
экономист


Бухгалтерский учет удержаний из зарплаты работника по распоряжению нанимателя


В определенных случаях удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности перед нанимателем могут производиться по распоряжению нанимателя (ч. 2 ст. 107 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).

Ограничение размера удержаний из зарплаты. При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством, — 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику (ст. 108 ТК).

Выплаты, с которых не производятся удержания. Не допускаются удержания из предусмотренных законодательством сумм выходного пособия, компенсационных и иных выплат, на которые согласно законодательству не обращается взыскание (ст. 109 ТК).

Удержания из заработной платы для возврата сумм неотработанного аванса

Наниматель вправе сделать распоряжение об удержании для возврата сумм неотработанного аванса не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса (ст. 107 ТК).

При этом данный срок касается именно даты издания распоряжения об удержании, непосредственное удержание может быть произведено и по истечении указанного срока.

Поскольку удержание возможно только при условии, что работник не оспаривает его основание и размеры, наниматель должен получить согласие работника.

<...>

Майя ЯРОШ,
экономист


Некоторые аспекты применения налогового кредита с учетом норм Указа № 143


В связи с непростой ситуацией, складывающейся из-за пандемии коронавируса в мире, в том числе в нашей стране, принят Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143). Одной из налоговых льгот, предоставляемых плательщикам, является возможность отсрочить по времени уплату налога на недвижимость, земельного налога путем оформления их как налогового кредита. Данный вид льгот не так часто применялся на практике, поэтому у бухгалтеров возникает ряд вопросов при отражении его в учете. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы, связанные с получением и использованием налогового кредита согласно Указу № 143.

Что такое налоговый кредит?

Согласно п. 1 ст. 50 НК налоговым кредитом признается перенос установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), приходящихся на период действия налогового кредита, на более поздний срок.

В соответствии с ч. 1 п. 2.1 Указа № 143 местные органы власти вправе изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., в форме налогового кредита.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
доцент БГЭУ, кандидат экономических наук


Возврат НДС, уплаченного при покупке электромобиля: порядок определен


Во исполнение норм Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 09.06.2020 № 333 (далее — Постановление № 333) утвердил Положение о порядке возврата физическим лицам сумм налога на добавленную стоимость (далее — Положение).

Документом определен порядок возврата физлицам сумм налога на добавленную стоимость (далее — НДС), уплаченных ими при приобретении с 15 июня 2020 г. по 31 декабря 2025 г. легковых автомобилей категории M1 или M1G, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем (далее — электромобили), на территории Республики Беларусь.

Согласно Положению возврату подлежит сумма НДС, включенная в стоимость электромобиля, но не более 500 базовых величин, установленных на день приобретения физлицом электромобиля. При этом определено, что для целей Положения днем приобретения электромобиля является наиболее поздняя из следующих дат:

дата акта приема-передачи электромобиля от продавца физлицу или акта о переходе права собственности на электромобиль от лизингодателя физлицу;

дата уплаты в полном объеме стоимости электромобиля, включая НДС, уплаты в полном объеме стоимости предмета лизинга, включая НДС, а в случае уплаты стоимости электромобиля частями — дата уплаты последнего платежа.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Навигационные пломбы: порядок применения


С 7 июня 2020 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2020 № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» (далее — Постановление № 311), которое регулирует порядок применения к автомобильным транспортным средствам навигационных устройств (пломб) на территории Республики Беларусь.

Под навигационным устройством (пломбой) понимается устройство, функционирующее с использованием технологии глобальных навигационных спутниковых систем, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением объектов пломбирования и передачу в систему отслеживания1 информации, имеющей отношение к транзитной перевозке, предоставляемое национальным оператором лицам, осуществляющим транзитные перевозки.

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства


Изменения в учете курсовых разниц в 2020 году


Курсовые разницы возникают в результате расчетов по покупке и продаже валюты, экспорту и импорту продукции, полученным и предоставленным валютным кредитам и займам, лизинговым операциям и др. В связи с принятием в 2020 году ряда новых документов в области регулирования и отражения операций с курсовыми разницами, таких как указы Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств», от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах» и от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики», у работников бухгалтерских служб возникают дополнительные вопросы.

Рассмотрим возможность использования коммерческими организациями права поэтапного отнесения до конца 2022 года на финансовый результат курсовых разниц, образовавшихся с 01.01.2020 по 31.12.2022.

Общие вопросы

В соответствии с п. 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69, под курсовыми разницами понимаются разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков, аккредитивов (далее — авансы) и кредиторской задолженности, погашение которой осуществляется в форме аккредитива) в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату, которой является последний календарный день месяца.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент


Иностранная безвозмездная помощь  новое в порядке получения и использования: банки


В целях совершенствования порядка регистрации, налогообложения, использования иностранной безвозмездной помощи (ИБП) Президент Республики Беларусь подписал Декрет от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет № 3), значительная часть норм которого посвящена вопросам надзора и контроля за получением и использованием ИБП.

При этом с 27.08.2020 признается утратившим силу действующий в настоящее время Декрет Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи», которым, напомним, утверждено Положение о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ.

Терминология

Перечень используемых в Декрете № 3 терминов и их определений содержится в приложении к этому НПА. На основные из них следует обратить внимание сразу, к иным мы обратимся далее по тексту.

Итак, под иностранной безвозмездной помощью  понимаются:

денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;

товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.

<...>

Кирилл ПРОКОПОВИЧ,
юрист


Применение навигационных устройств (пломб)


В целях снижения рисков завоза и распространения случаев инфекции, вызванной коронавирусом, упорядочения движения транзитного грузового автомобильного транспорта при выполнении международных автомобильных перевозок грузов по территории Республики Беларусь Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 25.05.2020 № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)».

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2020 № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» (далее — Постановление № 311) предусматривается, что транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Республики Беларусь (далее — транзитные перевозки), выполняемые автомобильными перевозчиками, водители которых нарушили требования п. 1.2 и (или) 1.3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2020 № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19», осуществляются при условии наложения на грузовые помещения (отсеки) автомобильных транспортных средств (далее, если не указано иное, — объекты пломбирования) навигационных устройств (пломб) в целях обеспечения отслеживания (мониторинга) объектов пломбирования.

Указанные положения не применяются в случае неисправности системы отслеживания, вызванной техническими сбоями или нарушениями в работе средств связи, либо применения таможенного сопровождения при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист



Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Количество показов: 1282
Автор:  Юлия Витень

Возврат к списку