Генеральная прокуратура проверила исполнение Министерством жилищно-коммунального хозяйства и организациями, входящими в его систему, Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года №2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», законодательства об обращениях граждан, юридических лиц и о порядке ведения административного процесса на территории отдельных регионов страны, сообщили в пресс-центре ведомства.
Невзирая на принимаемый государством комплекс управленческих и правовых решений по улучшению состояния жилищно-коммунального хозяйства, выявлены нарушения и упущения в сфере обслуживания населения.
Ежегодно организациями системы ЖКХ рассматривается более 75 тысяч обращений граждан и юридических лиц, 40% из которых посвящены вопросам эксплуатации и ремонта жилищного фонда, 20% — благоустройства, освещения, соблюдения санитарных правил.
В ходе проверки прокуроры установили многочисленные факты несоблюдения сроков рассмотрения обращений, в том числе сроков выполнения заявок по устранению недостатков при оказании услуг. В большинстве случаев это обусловлено низкой исполнительской дисциплиной и отсутствием должного контроля.
Прокуроры отметили, что изучение деятельности с обращениями граждан в Министерстве сводилось к сравнению количественных показателей (рост, снижение) и описанию тематики заявлений. Отсутствовала аналитическая составляющая по выявлению проблем и нарушений, причин и условий, их порождающих. Соответственно не вырабатывались предложения по устранению имевшихся недостатков, повышению качества оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг, не практиковалась оценка труда должностных лиц, действия или бездействия которых стали причиной обоснованных жалоб.
Установлены системные недостатки в работе уполномоченных на ведение административного процесса в отношении граждан, которые не соблюдали правила пользования жилыми помещениями (ч.1 ст.21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Распространены факты пропуска процессуальных сроков, нарушений норм о принятии достаточных мер по всестороннему исследованию обстоятельств правонарушений. Допускались случаи необоснованного прекращения дел на стадии их подготовки к рассмотрению, волокиты — это позволяло избегать ответственности за истечением сроков наложения взыскания.
Причины такого положения — не всегда правильные понимание и применение ответственными должностными лицами организаций ЖКХ законодательства о порядке ведения административного процесса, со стороны руководства вышестоящих организаций — недостаточный ведомственный контроль за ходом его ведения и принятием решений по делам об административных правонарушениях.
В целях надлежащей организации работы по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Генеральная прокуратура внесла Министру ЖКХ представление об устранении выявленных нарушений и недостатков.
По результатам его рассмотрения Министерство приняло комплекс организационно-практических мер, в том числе направленных на повышение квалификации должностных лиц в сфере применения профильного законодательства, ряд работников привлечен к дисциплинарной ответственности.
Надзорные мероприятия в этой сфере будут продолжены.