+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 21 — 27 декабря 2019 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 21 — 27 декабря 2019 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 21 — 27 декабря 2019 г.

29.12.2019

Мониторинг аналитики за 21 — 27 декабря 2019 г.

Как изменится оплата труда в бюджетной сфере в 2020 году


Планируется, что для обеспечения приемлемого уровня заработной платы в бюджетном секторе в будущем году потребуется около 15 млрд рублей, дополнительно по сравнению с текущим годом необходимо изыскать 1,8 млрд рублей на повышение заработных плат. Об этом заявил Министр финансов Республики Беларусь во время выступления в парламенте.

По его словам, в первую очередь средства будут направлены на повышение заработных плат низкооплачиваемых категорий населения, также «опережающе» планируется увеличить заработные платы педагогов и врачей.

Кроме того, следует иметь в виду, что целевой показатель по заработной плате в бюджетном секторе на 2020 год составит 80% от средней заработной платы по стране. Средняя заработная плата бюджетника в номинальном выражении увеличится со средней текущей в 843 рубля до 921 рубля, то есть в среднем на каждого работника бюджетной сферы — плюс 78 рублей в месяц.

Также, по словам Министра, в бюджете предусматриваются средства на поддержание трудовых пенсий на уровне не ниже 40% от средней заработной платы по стране.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь опубликовало основные направления по изменению в сфере оплаты труда для работников бюджетной сферы с 1 января 2020 г.

Так, напоминаем, что согласно ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством Республики Беларусь о труде.

Таким образом, организациям нужно внести изменения, связанные со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», в трудовые договоры (контракты) с работниками, то есть привести договоры в соответствие с законодательством Республики Беларусь. При этом не требуется отдельно подписывать с работниками соглашения, поскольку такое приведение в соответствие с изменениями в законодательстве Республики Беларусь не является существенным изменением условий труда.

<...>

Дина КАРЦЕВИЧ,
экономист


Вопросы о командировочных с учетом изменений законодательства


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 утверждено Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках (далее — постановление № 176, Положение № 176 соответственно).

Положением № 176 определяются порядок и размеры возмещения расходов, гарантии и компенсации работникам, военнослужащим (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу), сотрудникам военизированных организаций, имеющим специальные звания, при служебных командировках в пределах Республики Беларусь и за границу, а также при направлении за границу на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации) (п. 1 Положения № 176).

В постановление № 176 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 595 (далее — постановление № 595) были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 7 сентября 2019 г.

Рассмотрим наиболее часто задаваемые в связи с этим вопросы.

Вопрос 1. Работники организации направляются в служебные командировки за границу.

Сохранилась ли начиная с 7 сентября 2019 г. обязанность по обеспечению работников авансами? Обязательно ли обеспечивать работников авансами при однодневных командировках за границу (на самолете «туда и обратно» в течение одного дня)?

Ответ. Да, организация обязана выдавать аванс работникам при командировании за границу.

По общему правилу, изложенному в ч. 2-й ст. 95 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), при служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:

по проезду к месту служебной командировки и обратно;

по найму жилого помещения;

за проживание вне места жительства (суточные);

иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.

В ТК изменения и дополнения по этому вопросу не вносились.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Считаем остаток денежной наличности в кассе


Если изучить предысторию данного сегмента учета, то можно отметить, что в его отношении ранее действовал ряд нормативных правовых актов, утвержденных Правлением Национального банка Республики Беларусь, в том числе:

Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением от 29 марта 2011 г. № 107;

Инструкция о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением от 29 марта 2013 г. № 185;

Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденная постановлением от 30 марта 2011 г. № 112.

С 1 июня 2019 г. вступила в силу Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, которая утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117 (далее — Инструкция № 117).

В принципе, в нее включены практически все требования о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами (в том числе в белорусских рублях и в иностранной валюте), которые прописаны в приведенных выше трех инструкциях. Исчезло, правда, такое понятие, как «лимит».

Однако в п. 2 Инструкции № 117 приводится такой термин, как «остаток наличных белорусских рублей» (наличной иностранной валюты). Под ним понимается максимально допустимая сумма наличных белорусских рублей (наличной иностранной валюты), которая может находиться в кассах юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, по состоянию на конец рабочего дня.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор


Подписан Указ «О поддержке экспорта»


14 ноября 2019 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 412 «О поддержке экспорта» (далее — Указ № 412).

Документ направлен на уменьшение издержек белорусских субъектов хозяйствования и тем самым на создание дополнительных условий для увеличения объемов экспорта товаров и услуг.

Указом № 412 в белорусское законодательство внедряются инструменты поддержки экспорта, применяемые государствами — членами Всемирной торговой организации, в том числе партнерами Республики Беларусь по Евразийскому экономическому союзу.

Также документом предусмотрено возмещение за счет средств республиканского и областных (г. Минска) бюджетов белорусским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям части расходов на участие в международных специализированных выставках (ярмарках) и части расходов на проведение оценки соответствия продукции в иностранных государствах.

В соответствии с Положением о возмещении части расходов на участие в международных специализированных выставках (ярмарках) в иностранных государствах, утвержденным Указом № 412, возмещению будет подлежать часть расходов по договорам аренды выставочных площадей и оборудования, оказания услуг по монтажу выставочных стендов и созданию временной выставочной инфраструктуры (конструкций), обязательства по которым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями исполнены.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Поручители перед таможенными органами: особенности деятельности


В последние годы поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов все чаще используется субъектами хозяйствования при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Наряду с классическими случаями использования поручительства, предоставляемого при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, оно активно используется импортерами с целью приобретения акцизных марок Республики Беларусь, предназначенных для маркировки ввозимых подакцизных товаров.

Поручительство может быть использовано во всех случаях, определенных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, когда требуется предоставить:

обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;

обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела.

Согласно п. 11 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании» (далее — Указ № 490) поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства. В рамках данного договора поручитель обязуется уплатить в полном объеме таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени в случае неуплаты плательщиком таких платежей, уплата которых была обеспечена поручительством.

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей


Учет бланков трудовых книжек


Известная поговорка гласит: «Мал золотник, да дорог». Таким золотником можно считать и бланк трудовой книжки. А дорог он тем, что для организации бухгалтерского учета трудовых книжек необходимо потратить очень много времени на изучение всех нормативных правовых актов, касающихся данного сегмента учета. Для бюджетных организаций это следующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, приказы и письма соответствующих министерств и ведомств:

Методические указания о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 17 декабря 1999 г. № 364 (далее — Методические указания № 364);

письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. № 02-2-28/57 «О порядке зачисления средств в бюджет»;

Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40, и другие документы.

После ознакомления с данными документами очевидно, что бланки трудовых книжек являются бланками строгой отчетности и одновременно денежными документами.

Пунктом 28 Методических указаний № 364 установлено, что бланки трудовых книжек и вкладыши к ним учитываются на субсчете 132 «Денежные документы».

Прием в кассу и выдача из кассы этих документов оформляются кассовыми ордерами, на которых ставится штамп «фондовый» или делается такая надпись от руки красным карандашом.

<...>

Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор


Особенности учета при сдаче в аренду торгового оборудования, при оказании услуг хранения и лизинге


В состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», как известно, включаются доходы и расходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости (п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102) (далее — Инструкция № 102).

Счет 03 «Доходные вложения в материальные активы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в имущество, имеющее материально-вещественную форму (далее — материальные активы), предоставляемое организацией во временное пользование (временное владение и пользование) в качестве инвестиционной недвижимости, по договорам финансовой аренды (лизинга), а также по договорам аренды (за исключением договоров финансовой аренды (лизинга) имущества (за исключением инвестиционной недвижимости), если деятельность по сдаче данного имущества в аренду (за исключением финансовой аренды (лизинга) относится к инвестиционной деятельности согласно учетной политике организации (п. 8 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


Консервация объектов незавершенного строительства


В практической деятельности организаций встречаются ситуации, когда необходимо приостановить (законсервировать) строящийся объект. Порядок действий по консервации и расконсервации объектов незавершенного строительства регулируется ст. 62 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон № 300-З) и техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-165-2009 (02250) «Консервация строящихся объектов. Правила проведения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 декабря 2009 г. № 447 (далее — ТКП 45-1.03-165-2009).

Консервация объекта незавершенного строительства — это приостановление строительства на срок свыше трех месяцев, оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение договора, на основании которого осуществлялось строительство (п. 3 ст. 62 Закона № 300-З).

При этом в соответствии с п. 3.4 раздела 3 ТКП 45-1.03-165-2009 консервация объекта незавершенного строительства — это приостановление строительства объекта на срок более трех месяцев с разработкой и выполнением на основании соответствующего решения мероприятий по обеспечению его безопасности и сохранности на период до возобновления работ (или ликвидации объекта) и последующим расторжением договора подряда.

Как видим, в ТКП 45-1.03-165-2009 более четко прописаны критерии консервации объектов незавершенного строительства.

Основания для принятия решения о консервации. Согласно п. 5 ст. 62 Закона № 300-З решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается при наличии следующих обстоятельств:

выявление в ходе строительства несоответствия проекта обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь;

выявление дефектов в проектной документации, требующих ее существенного изменения;

отсутствие у заказчика, застройщика средств для дальнейшего финансирования строительства, невозможность обеспечения строительства строительными материалами и оборудованием в установленные договором сроки;

иные основания, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором строительного подряда.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 1460
Автор:  Юлия Витень

Возврат к списку