В МАРТ поступают обращения организаций торговли и услуг о проведении общественными объединениями потребителей и коммерческими организациями контрольных проверок торговых организаций, по результатам которых при обнаружении товаров с истекшим сроком годности или иных нарушений правил торговли взамен сокрытия информации о выявленных нарушениях, не направления её в уполномоченные государственные органы понуждают продавцов подписывать договоры для участия в платных семинарах, сообщается на Национальном правовом интернет-портале.
МАРТ информирует торговые организации, что подобные проверки неправомерны.
Проверки организаций, их обособленных подразделений вправе проводить только государственные органы и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих) органов с указанием сфер контрольной деятельности, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь».
Пунктом 5 названного Указа предусмотрен прямой запрет на проведение общественного контроля коммерческими организациями и общественными объединениями, за исключением профсоюзов.
Однако следует отметить, что согласно статье 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
- нарушение правил торговли влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин; повторное нарушение правил торговли в течение одного года со времени установления первого нарушения – от 10 до 30 базовых величин;
- за продажу просроченного товара предусмотрен штраф в размере до 500 базовых величин.
При этом, пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» установлено, что принятие решения о привлечении к административной ответственности должно основываться на принципах соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям.
Таким образом, государством предприняты меры по исключению оснований для деятельности лжеконтролеров.
Пресечь практику навязывания субъектам торговли платных образовательных услуг в обмен на сокрытие информации о выявленных в торговых объектах нарушениях торговые организации в состоянии самостоятельно, прекратив приобретение таких услуг и наладив должный внутренний контроль за соблюдением работниками требований законодательства о торговле и защите прав потребителей.
При этом МАРТ обращает внимание торговых организаций на необходимость обеспечения основополагающего права потребителей на качество и безопасность товара.