Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Каталог
Деловые новости
Скачать
Группа компаний «Регистр»
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Новости
  • для руководителя
  • для бухгалтера, экономиста
  • для юриста
  • для кадровика
  • для специалиста по ВЭД
  • Поиск в новостях
     
    FreeCurrencyRates.com

    Registr.by: мониторинг аналитики за 8 - 14 апреля

    13.04.2019

    Определен порядок ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями


    Инструкция о порядке ведения учета доходов и расходов (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 5. Документ устанавливает порядок ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

    Пунктом 2 Инструкции установлено, что действие отдельных положений этого документа распространяется на плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой установлены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 4/1/1/1.

    Кроме того, определено, что действие Инструкции распространяется на плательщиков:

    — применяющих упрощенную систему налогообложения, в случаях, установленных подп. 1.2.1 п. 1 ст. 326 и (или) п. 5 ст. 333 Налогового кодекса Республики Беларусь;

    — единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

    <...>

    Игорь ДАШКОВСКИЙ,
    юрист


    Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста до трех лет


    В соответствии с ч. 1-й ст. 185 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) работающим женщинам независимо от трудового стажа по их желанию наниматель обязан предоставить после окончания отпуска по беременности и родам отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее — отпуск по уходу). Такого рода отпуск является одним из видов социальных отпусков (ст. 150 ТК).

    Справочно

    В отпуске по уходу может находиться не только мать ребенка. Согласно ч. 2-й ст. 185 ТК отпуск по уходу предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу или другому родственнику, члену семьи ребенка. В случае установления опеки над ребенком отпуск по уходу предоставляется работающему опекуну. В соответствии с ч. 8-й ст. 185 ТК, а также п. 2 ст. 1, подп. 3.2 п. 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» за время нахождения в отпуске по уходу назначается и выплачивается ежемесячное государственное пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (далее — пособие по уходу).

    Отпуск по уходу прекращается со дня, следующего за днем утраты оснований, по которым данный отпуск был предоставлен (ч. 6-я ст. 185 ТК).

    Последним днем отпуска по уходу является день исполнения ребенку трех лет. На следующий день работница должна выйти на работу.

    <...>

    Наталья БОРИСЕНКО,
    аудитор


    Из декрета в декрет: расчет пособия по беременности и родам


    Вопрос. Работница находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет без сохранения заработной платы с 20 мая 2016 г. по 16 марта 2019 г. Она представила листок нетрудоспособности по беременности и родам с 16 ноября 2018 г. по 21 марта 2019 г. в связи с рождением второго ребенка. За предыдущие шесть месяцев заработной платы у нее не было.

    Как произвести расчет пособия по беременности и родам?

    Ответ. Согласно п. 21 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 (далее — Положение № 569), размер среднедневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам определяется за шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие (далее — расчетный период).

    Частью 2-й п. 22 Положения № 569 определено, что в число календарных дней расчетного периода, на которые делится заработок, не включаются календарные дни:

    • трудового и социального отпусков;

    • временной нетрудоспособности;

    • простоя не по вине работника;

    • освобождения от работы в соответствии с законодательством Республики Беларусь в других случаях.

    Поскольку согласно ст. 150 и 185 Трудового кодекса Республики Беларусь к социальным отпускам относится в том числе отпуск по уходу за ребенком до трех лет, то дни нахождения в отпуске по уходу за ребенком в расчетный период не включаются.

    <...>

    Наталья БОРИСЕНКО,
    аудитор


    Получение средств из ФСЗН для компенсации алиментов


    В соответствии со ст. 105 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье наниматель, выплачивающий заработную плату, организация, выплачивающая пенсии, пособия, стипендии и осуществляющая другие выплаты, обязаны на основании письменного заявления лица, уплачивающего алименты, или исполнительного листа ежемесячно удерживать из его заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат денежные суммы установленных размеров с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств лица, уплачивающего алименты) не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и осуществления других выплат лицу, указанному в заявлении или исполнительном листе.

    Согласно п. 214 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67 (далее — Инструкция № 67), удержания алиментов из заработной платы и приравненных к ней доходов производятся нанимателем на основании предписания судебного исполнителя согласно приложению 75 к Инструкции № 67. В этом же предписании судебный исполнитель предлагает ежемесячно производить удержания согласно исполнительному документу, а удержанные суммы перечислять взыскателю или на счет органа принудительного исполнения за счет должника. В предписании судебного исполнителя также должны быть указаны размер и периодичность удержания, размер задолженности (при наличии) (п. 82 Инструкции № 67).

    <...>

    Наталья БОРИСЕНКО,
    аудитор


    Выплата дивидендов иностранному учредителю  юридическому лицу


    Как известно, основой бизнеса является извлечение прибыли. Прибыль учредителям организаций выплачивается в виде дивидендов.

    Рассмотрим особенности налогообложения дивидендов иностранному учредителю — юридическому лицу с учетом норм международных соглашений.

    Итак, основным документом, которым следует руководствоваться при выплате дохода участникам организации, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК).

    При начислении дивидендов и приравненных к ним доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — иностранная организация), необходимо исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы.

    Налоговая база определяется на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы иностранной организации в порядке, аналогичном предусмотренному для исчисления налога на прибыль с суммы дивидендов (п. 6 ст. 182, подп. 1.4 п. 1 ст. 189, подп. 1.2 п. 1 ст. 190 НК).

    Ставка налога на доходы в отношении начисляемых и выплачиваемых дивидендов установлена в размере 12% (подп. 1.4 п. 1 ст. 189, подп. 1.4 п. 1 ст. 192 НК). В случае выплаты дивидендов резидентом Парка высоких технологий применяется ставка 5%, если более льготный режим не установлен международными договорами Республики Беларусь (п. 36 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий»).

    <...>

    Александра РАКИТИНА,
    экономист


    Специальные счета для строительных организаций


    В целях финансового оздоровления строительных организаций и повышения эффективности их деятельности глава государства подписал Указ Президента Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 126 «Об открытии специальных счетов» (далее — Указ № 126).

    Строительным организациям согласно перечню, приведенному в приложении 1 к Указу № 126 (43 организации), предписывается открыть в ОАО «АСБ «Беларусбанк» в течение одного месяца специальные счета для аккумулирования целевых и текущих авансов, перечисляемых им для выполнения строительных работ (оказания услуг), приобретения материальных ресурсов, связанных с выполнением функций генерального подрядчика (подрядчика) и субподрядчика, в белорусских рублях на срок по 31 декабря 2021 г. При этом для целей Указа № 126 под материальными ресурсами понимаются строительные и горюче-смазочные материалы, энергия всех видов, оборудование, конструкции, изделия, используемые для строительства объекта (выполнения строительных работ).

    Указанные в приложении 1 организации вправе открыть только один специальный счет. Установлено, что зачисленные на специальный счет денежные средства имеют целевое назначение и направляются организациями в течение срока, на который предоставляются:

    1) целевые авансы, — на приобретение материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ при строительстве;

    2) текущие авансы, — на финансирование работ (оказание услуг), планируемых к выполнению (оказанию) при строительстве, в том числе связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг):

    а) приобретение материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ при строительстве, на приобретение которых целевой аванс не предоставляется;

    б) оплату аренды строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки;

    в) выплату заработной платы работникам, задействованным в выполнении работ (оказании услуг) при строительстве.

    Особенности открытия и функционирования специальных счетов определены в приложении 2 к Указу № 126.

    <...>

    Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
    юрист


    Установлен порядок приема органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях

    Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 8 января 2019 г. № 5 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях (далее — Инструкция).

    В документе, в частности, устанавливается, что заявления, сообщения о преступлении, административном правонарушении, информация о происшествии вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо происшествия подлежат обязательному приему в органах внутренних дел. Круглосуточный прием указанных выше заявлений и сообщений осуществляется в оперативно-дежурных службах органов внутренних дел старшим оперативным дежурным (оперативным дежурным), старшим инспектором-дежурным (инспектором-дежурным), старшим инспектором по разбору с доставленными и задержанными, помощником дежурного или по их поручению другим сотрудником органа внутренних дел, входящим в состав суточного наряда, иными сотрудниками по указанию (решению) начальника органа внутренних дел. Прием информации о происшествиях по телефону специальной линии «102» в органах внутренних дел может осуществляться также сотрудниками службы милиции «102». Прием информации о происшествиях в городе Минске и областных центрах по телефону специальной линии «102» осуществляется круглосуточно сотрудниками служб милиции «102» городского управления внутренних дел, управления внутренних дел.

    <...>

    Игорь ДАШКОВСКИЙ,
    юрист


    Изменился порядок проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных, строительных проектов


    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 173 внесены изменения и дополнения в Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791.

    Терминология

    Согласно новому определению заявитель — это заказчик, застройщик, генеральный подрядчик при строительстве объектов «под ключ», инженер (инженерная организация) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью или по их поручению разработчик документации (в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях), обратившиеся в установленном порядке в орган государственной экспертизы с заявлением о проведении государственной экспертизы и выдаче заключения государственной экспертизы.

    В этой связи генеральным подрядчиком при строительстве объектов «под ключ», инженером (инженерной организацией) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью дополнены и другие нормы положения, где раньше речь шла только о заказчике и застройщике.

    <...>

    Александр ГОРБАЧ,
    юрист


    Государственный энергетический и газовый надзор: порядок новый и единый

    Положение о государственном энергетическом и газовом надзоре (далее — Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. № 213. При этом признано утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26 «Об утверждении Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь».

    Положением определено, в частности, что государственный энергетический и газовый надзор (далее —госэнергогазнадзор) осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежного и безопасного функционирования энергетического и газового оборудования, систем энергетического снабжения, а также вводных и внутренних газопроводов в жилищном фонде. При этом установлено, что госэнергогазнадзор осуществляется в отношении вводных и внутренних газопроводов, газового оборудования, инженерных систем, обеспечивающих безопасность при его эксплуатации в жилищном фонде, электрических установок, тепловых установок и тепловых сетей юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением:

    1) энергетических установок объектов использования атомной энергии;

    2) энергетических установок линий городского электрического транспорта, метрополитена, сооружений и устройств железнодорожного транспорта (сооружений и устройств путевого хозяйства, технологической электрической связи, технологического электрического снабжения, устройств сигнализации, централизации и блокировки);

    3) паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, которые эксплуатируются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также теплоиспользующих установок и тепловых сетей с тепловым носителем, отличным от пара и горячей воды;

    4) энергетических установок транспортных средств;

    5) оборудования специального назначения (промышленного, военного, медицинского, транспортного, грузоподъемного);

    6) специальных технологических, медицинских, экспериментальных, научных и других энергетических установок, бытовых электрических приборов (за исключением бытовых электрических приборов, имеющих видимые повреждения, неисправности, эксплуатируемых в условиях, не соответствующих требованиям эксплуатационной документации их изготовителей (при ее наличии), а также нестандартных (самодельных) бытовых электрических приборов);

    7) автономных передвижных источников электрической и тепловой энергии;

    8) электрических станций республиканских унитарных предприятий электроэнергетики, входящих в состав государственного производственного объединения «Белэнерго».

    <...>

    Игорь ДАШКОВСКИЙ,
    юрист


    Топ 12 ошибок, допускаемых нанимателями при предварительном испытании


    Возможность установления предварительного испытания зачастую оказывается несомненным «плюсом» для обеих сторон трудового договора. В его ходе наниматель получает возможность оценить профессиональный уровень вновь принятого сотрудника, а тот, в свою очередь, — условия труда, созданные в организации. В дальнейшем полученная информация помогает каждой из сторон принять взвешенное решение о продолжении либо прекращении трудового договора.

    При кажущейся простоте указанная кадровая процедура порождает немало ошибок на практике. Самые распространенные из них проанализируем в данной статье.

    Ошибка 1. В ходе предварительного испытания проверяются не профессиональные, а личностные качества работника

    Ситуация 1

    Специалист по маркетингу, которому при трудоустройстве было установлено предварительное испытание, в период его прохождения зарекомендовал себя как конфликтный человек. С порученной работой он справлялся, однако по отношению к коллегам зачастую проявлял нетактичность. Впоследствии наниматель признал его не выдержавшим предварительное испытание.

    Основная цель предварительного испытания, устанавливаемого при приеме на работу, — это проверка соответствия сотрудника поручаемой работе, то есть наличия у него определенных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения порученной трудовой функции.

    <...>

    Светлана СЕМЕНИХИНА,
    юрист


    Правила открытия и использования счетов: требуются разъяснения


    Основные изменения в Правилах № 72 касаются вопросов открытия и использования счетов физическими лицами —резидентами, субъектами валютных операций — резидентами, субъектами валютных операций — нерезидентами, банками Республики Беларусь как в Республике Беларусь, так и за ее пределами и требуют подробного разъяснения.

    Счета резидентов и нерезидентов в Республике Беларусь

    По общему правилу, закрепленному в ст. 18 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании), резиденты и нерезиденты вправе открывать в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь счета в белорусских рублях и любой иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь, в порядке, определяемом Национальным банком Республики Беларусь. Данный порядок конкретизирован в Правилах проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее — Правила № 72), в которые постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее — постановление № 612) внесены многочисленные изменения и дополнения. Так, постановлением № 612 уточняется, что физическое лицо — резидент открывает в банке в иностранной валюте:

    текущие (расчетные) банковские счета;

    счета по учету вклада (депозита);

    иные счета, установленные законодательством Республики Беларусь.

    <...>

    Захар ДЕНИСОВ


    Новеллы валютного регулирования операций с участием физических лиц


    В условиях перманентной инфляции, обесценивания национальной валюты возможность хранения, накопления иностранной валюты и расчета в ней очень актуальна для населения Республики Беларусь.

    Рассмотрим изменения Правил № 72, которые касаются валютного регулирования операций с участием физических лиц.

    Основополагающим нормативным правовым актом Республики Беларусь в сфере валютного регулирования является Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании), который устанавливает общие принципы и основные подходы в сфере валютного регулирования. Данные принципы и подходы конкретизированы в Правилах проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее — Правила № 72). Как известно, постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее — постановление № 612) внесены многочисленные изменения в акты валютного законодательства Республики Беларусь, в том числе и в Правила № 72Постановление № 612 вступило в силу с 1 марта 2019 г.

    Рассмотрим изменения Правил № 72, которые касаются валютного регулирования операций с участием физических лиц.

    Место совершения валютной операции

    При проведении валютной операции с участием физических лиц ключевым понятием является место совершения валютной операции. Почему важно место совершения валютной операции?

    Все просто: если мы установим, что валютная операция осуществляется на территории Республики Беларусь, то на 99% расчеты в иностранной валюте запрещены. Но если мы установим, что валютная операция производится за пределами Республики Беларусь, то в данном случае работает п. 30 Правил № 72: расчеты в иностранной валюте согласно действующей редакции данных Правил разрешены.

    <...>

    Ольга ЛОПАТИНА


    Ведение кассовых операций и расчетов наличными деньгами: установлен единый порядок


    Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами (далее — Инструкция) утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 117 (далее —постановление № 117).

    Документ устанавливает единые порядки ведения кассовых операций с наличными белорусскими рублями и (или) наличной иностранной валютой, а также расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь. При этом определено, что Инструкция обязательна для выполнения осуществляющими свою деятельность на территории Республики Беларусь юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальных конторах, нотариальных бюро, работниками нотариальных архивов, адвокатами, за исключением:

    — Национального банка Республики Беларусь, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь, их филиалов и структурных подразделений, на которых распространяются требования п. 17, 23  26глав 6  8 Инструкции;

    — операторов почтовой связи, на которых распространяются требования п. 1723  2842глав 5  7 Инструкции;

    — индивидуальных предпринимателей, которые не открыли текущие (расчетные) банковские счета, совершают операции с наличными белорусскими рублями и на которых распространяются требования глав 3 7 Инструкции;

    — индивидуальных предпринимателей, которые открыли текущие (расчетные) банковские счета, совершают операции с наличной иностранной валютой и на которых распространяются требования глав 3  7 Инструкции.

    <...>

    Игорь ДАШКОВСКИЙ,
    юрист


    Изменились требования к импортеру табачных изделий


    Декрет Президента Республики Беларусь от 24 января 2019 г. № 2 «Об изменении Декретов Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 2) внес изменения в вопросы государственного регулирования производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий.

    Поскольку понятие оборота включает в себя в том числе импорт табачных изделий, то есть ввоз в Республику Беларусь табачных изделий, в целях постоянного размещения для использования и (или) реализации на территории Республики Беларусь, рассмотрим основные требования, предъявляемые к импортерам таких табачных изделий.

    Такие требования определены Положением о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, производства, оборота и использования электронных систем курения, жидкостей для электронных систем курения, систем для потребления табака, утвержденным Декретом № 2 (далее — Положение).

    Положением определено, что право на осуществление импорта табачных изделий имеют только юридические лица Республики Беларусь, которым Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь выдана лицензия на импорт.

    Импортеры обязаны обеспечить нанесение на табачные изделия, ввозимые в Республику Беларусь, акцизных марок Республики Беларусь (далее — акцизная марка). Нормами Положения установлено, что ввоз в Республику Беларусь табачных изделий, не маркированных в установленном порядке акцизными марками, запрещен.

    <...>

    Людмила ДРОЗД,
    эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства


    Справочная информация

    Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на март 2019 года


    Количество показов: 350
    Автор:  Андрей Дембский-Новиков

    Возврат к списку

    искать
    English Обратная связь Главная Карта сайта
    новости RSS
    новости для бухгалтера RSS

    Контактные телефоны
    Телефоны приемной:
    (+375 17) 286-06-08,
    (+375 17) 286-06-14
    e-mail: info@profmedia.by

    Отдел маркетинга и рекламы
    По вопросам, связанным с размещением рекламы в наших изданиях, обращайтесь по телефону:

    (+375 17) 286-06-08 (доб. 409)

    Редакционно-издательский отдел
    (+375 17) 237-90-39 (43)

    Книжная редакция
    (+375 17) 286-06-08 (доб. 321)

    Сбыт:
    Отдел подписки на журналы
    (017) 233-83-89

    Отдел реализации и доставки книг
    (017) 290-16-42, (017)233-42-25

    Отдел сервисного обслуживания информационных систем
    (017) 286-06-16


    Способы оплаты на сайте:

    МПС + Белкарт.png Лого для сайтов партнеров и клиентов.png   ЕРИП.png   МТБанк.png

    ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫКАТАЛОГДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ «РЕГИСТР»