Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 20/2007

Особенности бухгалтерского учета, налогообложения и нормирования рекламных расходов

 

ГАНАГО Александр,
главный редактор журнала «Налоговый вестник» 
 

Рекламные расходы, включаемые в себестоимость продукции 

Какие расходы относятся к рекламным? Обратимся к определению понятия «реклама», данному в ст. 2 нового Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), вступающего в силу с 22 ноября 2007 г.Исходя из него рекламой признается распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация об объекте рекламирования, которая одновременно удовлетворяет следующим требованиям:

— предназначена для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы);
— направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

В свою очередь, объектами рекламирования могут быть продукция, товары, работы или услуги, организации или граждане, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

В соответствии с п. 2.10.11 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (далее — Основные положения по составу затрат), к рекламным относятся следующие виды расходов:

— на разработку и изготовление рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);
— разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки и т.д.;
— рекламные мероприятия (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
— световую и иную наружную рекламу;
— изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
— хранение и экспедирование рекламных материалов;
— оформление витрин, выставок-продаж, выставок и ярмарок, комнат образцов;
— уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;
— проведение иных рекламных мероприятий.

Так как указанный перечень рекламных расходов не является закрытым, то к «иным рекламным расходам», в частности, могут относиться расходы организации на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино- и видеофильмов, на Интернет-рекламу и т.п.

Кроме того, согласно п. 2.2.22 Основных положений по составу затрат к рекламным расходам относятся также:

— расходы на участие в выставках, ярмарках и выставках-продажах;
— стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату. 

Расходы, не являющиеся рекламными, но включаемые в себестоимость продукции  

Зачастую некоторые виды расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), ошибочно относят к рекламным и считают, что они должны нормироваться. На практи­ке контролирующие органы могут неправомерно считать указанные расходы рекламными со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями. Приведем несколько примеров. 

Пример 1

Расходы организации по размещению объявлений о наборе сотрудников в печати или электронных средствах массовой информации (СМИ).

Согласно п. 2.10.15 Основных положений по составу затрат по элементу «Прочие затраты» в себестоимости продукции (работ, услуг) учитываются затраты на организованный набор сотрудников, включая оплату услуг специализированных организаций по подбору персонала, поэтому для обоснованного отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) следует их должным образом оформить. Для этого достаточно утвердить приказом руководителя организации решение о проведении набора персонала для основной производственной деятельности и заключить с печатным изданием (электронным СМИ) договор с приложением к нему акта выполненных работ, которым может служить экземпляр печатного издания или эфирная справка. 

Пример 2

Изготовление и размещение наружных вывесок с указанием наименования, местонахождения и режима работы организации.

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо имеет свое наименование, которое должно быть определено в его учредительных документах. Вывеска с наименованием юридического лица является указателем местонахождения данной организации, и ее размещение над входом в занимаемое помещение является требованием законодательства.

Пунктом. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите потребителей) определено, что на организацию-изготовителя (исполнителя, продавца) возложена обязанность по доведению до потребителя информации о наименовании (фирменном наименовании), местонахождении (юридическом адресе) и режиме работы своей организации, а также иные необходимые сведения в соответствии с законодательством. Данная информация должна быть размещена на вывеске организации или другим доступным способом, принятым в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. При этом если информация, указываемая на вывеске, извещает неопределенный круг лиц только о наименовании юридического лица, его местонахождении и режиме работы, то она преследует цели, отличные от рекламных.

Затраты организации на изготовление и размещение наружных вывесок с перечисленной выше информацией (если на ней нет иной информации, которую можно причислить к рекламной) нельзя отнести к расходам на рекламу, поскольку организации — потенциальные продавцы товаров, работ или услуг — обязаны сообщать о себе такую информацию на основании Закона о защите потребителей. А п. 2 ст. 1 Закона о рекламе установлено, что его положения не распространяется на отношения, возникающие в процессе производства и (или) размещения (распространения) информации, обязанность по производству и (или) размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством, если иное не предусмотрено самим этим законодательным актом.

Поэтому вывески должны учитываться как объекты основных средств или отдельных предметов в обороте (в зависимости от их стоимости), а амортизацию по ним следует учитывать в себестоимости продукции (работ, услуг).

Что касается Положения о порядке размещения наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.1999 № 572 (по состоянию на 05.07.2007), в п. 2 которого к техническим средствам наружной рекламы отнесены в том числе и вывески, то, во-первых, законы, как известно, юридически сильнее любых постановлений (в том числе и Правительства), поэтому возможное противоречие разрешается в пользу сказанного нами выше. А во-вторых, если вывеска содержит информацию, отличную от только что перечисленной (например, на ней указаны виды выпускаемой продукции или рекламный слоган фирмы), то никакого «конфликта» между двумя нормативными актами не возникает, потому что вывеска согласно Закону о рекламе сразу же «превращается» в техническое средство наружной рекламы.


Пример 3

Расходы открытых акционерных обществ по опубликованию годовой бухгалтерской отчетности в СМИ.

Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» на организации возложена обязанность обязательной публикации годовой отчетности в предусмотренных законодательством Беларуси случаях. При этом если достоверность годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, то она должна быть опубликована вместе с итоговой частью аудиторского заключения.

Например, согласно ст. 119 Банковского кодекса Республики Беларусь все банки должны публиковать в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, отчетность о своей деятельности, а годовой отчет — после аудиторского подтверждения его достоверности. А ст. 97 Гражданского кодекса Республики Беларусь требует, чтобы открытое акционерное общество ежегодно публиковало для всеобщего сведения годовой отчет в объеме, определяемом законодательством. Этот список можно продолжить.

Указанные расходы исходя из п. 2 ст. 1 Закона о рекламе также не являются рекламными и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с п. 2.2.29 Основных положений по составу затрат (расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и другой информации, если законодательством Республики Беларусь на организацию возложена обязанность их публикации).


СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
 
искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР