Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 18/2007

Заработать на энергосбережении теперь могут не только руководители

 

МАРКОВ Александр,
экономист

 

За Директивой Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства», как и предполагалось, последовало появление большого числа нормативных правовых актов, принятых в ее развитие. О постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 07.07.2007 № 878 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам стимулирования руководителей за экономию и бережливость, вступившем в силу с 1 августа 2007 г., мы уже рассказали (см. «Налоговый вестник» № 15 за 2007 год).

Затем условия оплаты труда руководителей были уточнены нормативными актами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Минтруда). В частности, постановлением указанного ведомства от 31.07.2007 № 102 «О внесении дополнения в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6» (далее — Постановление № 102) было внесено дополнение в п. 2.9 приложения 1 к постановлению Минтруда от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями», в соответствии с которым обязательным основанием снижения (лишения) премии руководителей является невыполнение доведенных организациям показателей по экономии ресурсов, увеличению использования местных видов топлива. Данный нормативный акт вступил в силу с 23 августа 2007 г.

Постановлением Минтруда от 01.08.2007 № 103 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам оплаты труда руководителей» были внесены изменения и дополнения сразу в несколько нормативных актов «трудового» ведомства: в Инструкцию о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденную постановлением Минтруда от 20.09.2002 № 122, Инструкцию о порядке оплаты труда работников аппарата государственных организаций, подчиненных министерствам Республики Беларусь, утвержденную постановлением Минтруда от 27.05.2004 № 63, и Инструкцию о порядке оплаты труда работников аппарата государственных организаций, подчиненных областным и Минскому городскому исполнительным комитетам, утвержденную постановлением Минтруда от 27.05.2004 № 64.

Кроме прочих нововведений, в первом из перечисленных документов перечень показателей премирования руководителей по результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций за квартал дополнен выполнением целевых показателей по энергосбережению, увеличению использования местных видов топлива, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов и снижению энергоемкости продукции. В двух последних нормативных актах вместо «пряника» уже используется «кнут»: в них включены обязательные основания для снижения (лишения) премии руководителям и их заместителям (отметим, что в Постановлении № 102 говорилось только о руководителях!) за невыполнение тех же целевых показателей по энергосбережению, увеличению использования местных видов топлива, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов и снижению энергоемкости продукции.

Затем дошла очередь и до отраслевых министерств, в которых до настоящего времени зависимость оплаты труда руководителей подчиненных им государственных организаций и коммерческих организаций с долей собственности государства от выполнения вышеперечисленных показателей отсутствовала. В качестве примера можно привести совсем «свежие» постановления Министерства промышленности Республики Беларусь от 07.08.2007 № 12 «О внесении дополнения в постановление Министерства промышленности Республики Беларусь от 6 мая 2005 г. № 5» и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27.08.2007 № 34 «О внесении дополнения в постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27 апреля 2005 г. № 17». В обоих нормативных актах в критерии оценки работы руководящих кадров организаций, подведомственных (подчиненных) указанным ведомствам, включена идентичная норма: «Выполнение целевых показателей по энергосбережению, увеличению объемов использования местных видов топлива, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов и снижение энергоемкости продукции».

Итак, энергосбережение, энергосбережение и еще раз энергосбережение! Думаем, что поток «энергосберегающих» документов еще долго не иссякнет, хотя после ознакомления со всеми этими документами возникает естественный вопрос: что только руководители и их заместители будут экономить энергию и лично увеличивать использование местных, нетрадиционных и вторичныхвидов топлива? И какой интерес у рядового работника исполнять мудрые указания начальства в этой сфере, если «сливки» (т.е. премии) достанутся только первым лицам организаций?

Ответ на эти вопросы очень своевременно был дан в недавно принятом постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов» (далее — Постановление № 1124), вступившим в силу с 1 сентября 2007 г. Данным нормативным актом установлены основные принципы премирования работников коммерческих организаций, которые впоследствии будут развиты Министерством труда и социальной защиты и Государственным комитетом по стандартизации (соответствующее поручение дано им в п. 2 Постановления № 1124).

Во-первых, работники коммерческих организаций могут премироваться за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов по итогам работы за квартал (что уже хорошо!).

Во-вторых, общая сумма средств, направляемых на выплату работникам коммерческих организаций (за исключением руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе) премии за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов (далее — премия), при включении в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должна превышать 80% от суммы экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов (невиданная щедрость! Почти всю экономию можно на премии пускать), если иное не предусмотрено законодательством, правда, при условии пересмотра в установленном порядке норм расхода соответствующих видов топливно-энергетических и материальных ресурсов.

В-третьих, определен предельный размер премии, выплачиваемой конкретному работнику: она не может превышать 50% его тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время в отчетном квартале (вас не ограничь, так вы премии станете получать больше окладов!).

В-четвертых, не забыты и руководители коммерческих организаций. Условия их премирования (понятно, что опять-таки за «за экономию и рациональное использование…») должны быть определены в контрактах, заключаемых с ними собственником имущества либо уполномоченным им органом. Для остальных работников эти условия предусматриваются в положениях, разрабатываемых в самих организациях.

В любом случае обязательным условием начисления и выплаты премии является обеспечение выполнения коммерческими организациями показателей, характеризующих экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов.

В завершение отметим, что до 1 ноября 2007 г. в общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих должно быть включено право нанимателя присваивать более высокую квалификацию работникам за разработку и реализацию эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР