Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 22/2013

••• Учет суммовых разниц



Виталий Раковец,
Аудитор ООО «АудитИнком»



Учет суммовых разниц — достаточно простая операция. Тем не менее и при ее отражении в бухгалтерском учете могут возникнуть некоторые вопросы. Рассмотрим это на ­конкретном примере.

Ситуация

В результате хозяйственной деятельности в 2013 году при расчетах с контрагентами у организации образуются так называемые «суммовые разницы». Данные разницы ­возникают при приобретении за белорусские рубли в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной ­валюте, основных средств по договорам купли-продажи, получении основных средств в лизинг, а также при строительстве объек­тов (организация выступает в качестве заказчика).

Куда следует относить «суммовые разницы» в бухгалтерском учете организации?

Рассмотрим данную ситуацию детально.

Приобретение по договорам купли-продажи. Согласно п. 15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102), в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на сч. 91 «Прочие доходы и расходы», включаются среди прочего, разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, за исключением случаев, установленных законодательством.

Нормами Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26), не предусмотрено включать «суммовые разницы» в стоимость объектов основных средств, следовательно, при приобретении основных средств по договорам купли-продажи они отно­сятся на сч. 91 «Прочие доходы и расходы»:

ДЕБЕТ (КРЕДИТ) 91 «Прочие доходы и расходы»

КРЕДИТ (ДЕБЕТ) 60 «Расчеты с пос­тавщиками и подрядчиками» и др.

Строительство объектов. Порядок формирования в бухгалтерском учете заказчика в строительной деятельности стоимости объекта строительства (далее — объект) при возведении, рес­таврации, реконструкции (далее, если не установлено иное, — строительство) посредством отражения затрат на возведение, реставрацию, реконструкцию в бухгалтерском учете организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансо­вых организаций, бюджетных организаций) устанавливает Инструкция о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Министесртва архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее — Инструкция № 10).

Пунктами 4–5 Инструкции № 10 установлено, что затраты, понесенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в бухгалтерском учете подразделяются на затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, и затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета.

Затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, подразделяются на затраты, предусматриваемые и не предусматриваемые сводным сметным расчетом стоимости строительства (далее — сводный сметный расчет).

К затратам, предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, включаемые в установленном порядке в сводный сметный расчет.

К затратам, не предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, не включаемые в сводный сметный расчет. К ним относятся в том числе разницы в белорусских рублях, возникающие до даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию, при расчетах по обязательствам, за приобретаемые товары, работы, услуги, непосредственно связанные со строительством, оплата которых осуществляется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах.

Таким образом, такие затраты, как «суммовые разницы», воз­никающие до даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию, при расчетах по обязательствам, за приобретаемые товары, работы, услуги, непосредственно связанные со строительством, оплата которых осуществляется в белорусских руб­лях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах отражаются:

ДЕБЕТ (КРЕДИТ) 08 «Вложения в долгосрочные активы»

КРЕДИТ (ДЕБЕТ) 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

По мнению автора, поскольку Инструкция № 10 относит к затратам, не предусматриваемым сводным сметным ­расчетом, разницы в белорусских рублях, при этом не конкретизируя, положительные это разницы или отрицательные, то отрицатель­ные разницы также относятся на сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» (в кредит этого счета).

Получение основных средств в лизинг. Согласно п. 15 Инструкции о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2004 № 75, лизингополучателем суммовые разницы, возникающие при погашении кредиторской задолженности по договору лизинга, отражаются:

— по лизинговым платежам в части контрактной стоимости, если договором лизинга предусмотрен выкуп предмета лизинга, по дебету сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» в корреспонденции с кредитом сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до ввода предмета лизинга в эксплуатацию и дебету сч. 01 «Основные средства» субсч. «Присоединенная стоимость предмета лизинга» в корреспонденции с кредитом сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» после ввода предмета лизинга в эксплуатацию в конце отчетного квартала и (или) года;

— по лизинговым платежам, если договором лизинга выкуп предмета лизинга не предусмотрен, по дебету сч. 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию» в корреспонденции с кредитом сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

— по лизинговым платежам при выкупе предмета лизинга в собственность по дебету сч. 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поскольку Инструкция № 75 является действующим нормативным правовым актом, а Инструкция № 102 предусматривает, что разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, включаются в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на сч. 91 «Прочие доходы и расходы», за исключением случаев, установленных законодательством, по мнению автора, «суммовые разницы» у лизингополучателя, описанные в Инструкции № 75, должны учитываться в порядке, предусмотренном Инструкцией № 75.



искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР