МАРКОВ Александр,
экономист
Отношениям с Россией в нашей стране всегда уделялось особое внимание. Еще бы! Мы связаны тысячами хозяйственных связей, и с течением временем они только укрепляются. Именно поэтому любые изменения порядка налогообложения торговли с восточным соседом напрямую затрагивают интересы большого числа субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Следует отметить, что Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее — Соглашение), вступившее в силу с 1 января 2005 г., оказалось достаточно хорошо проработанным документом. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что только через два с половиной года применения этого акта потребовалось его корректировка. По информации, полученной из осведомленных источников, ее необходимость была в основном вызвана требованиями российской стороны. Хотя, на наш взгляд, интересы читателей нашего журнала достаточно далеки от причин внесения изменений в тот или иной нормативный акт. Как говорится, «важен не процесс, а результат». Вот на результате (т.е. последствиях внесения изменений и дополнений в Соглашение) мы сегодня и остановимся.
В соответствии со ст. 8 Соглашения его стороны при взаимном согласии могут вносить в данный акт необходимые изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения. Законом Республики Беларусь от 16.07.2007 № 260-З (далее — Закон № 260-З) как раз и принят подобный акт: Протокол между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о внесении изменения и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 г. (далее — Протокол). В нем можно выделить всего три заслуживающих внимания изменения.
Во-первых, из ст. 2 Соглашения исключена норма, согласно которой применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее — налог, НДС) и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при экспорте товаров и при условии документального подтверждения факта такого экспорта не распространяется на товары, вывозимые с территории государства одной стороны Соглашения (далее — Сторона) и ввозимые на территорию другой Стороны, необлагаемые на территории этого государства (при их ввозе) в соответствии с его законодательством.
Во-вторых, НДС не будет взиматься при импорте товаров на территорию свободных экономических зон (в России они называются особыми) (далее — особые зоны) их резидентами, признаваемыми таковыми в соответствии с законодательством Сторон. Если же ввезенные в особую зону товары будут реализованы нерезиденту особых зон или вывезены с территории особой зоны на территорию Стороны, не являющуюся подобной зоной, то налог, освобождение от которого получил резидент особой зоны, взимается в общем порядке, установленном разделом I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, являющегося приложением к Соглашению (далее — Положение), не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем реализации (вывоза) товаров.
В-третьих, п. 6 Положения дополнен нормой, в соответствии с которой если у плательщика имеются излишне уплаченные (взысканные) суммы налогов (не обязательно косвенных) или сборов либо суммы налогов, подлежащих возмещению как при ввозе товаров на территорию одной Стороны с территории другой Стороны, так и при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) на территории Сторон, налоговый орган по заявлению плательщика должен принять решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по ввезенным товарам (естественно, в соответствии со «своим» законодательством). При этом выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам, не плательщику представлять не нужно.
В завершение отметим, что Закон № 260-З предписывает Совету Министров Республики Беларусь в 6-месячный срок после вступления в силу данного законодательного акта принять меры, необходимые для реализации положений Протокола. А сам Протокол вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении сторонами Соглашения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и применяется только в отношении товаров, отгруженных после этой даты. Когда такое «последнее письменное уведомление» произойдет, мы сказать не беремся. Скорее всего, ждать придется не долго.