Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 22/2010

••• Кому можно работать без актов?

Андрей РАЗУМОВ


Долгие годы у нас шла безуспешная борьба с актами выполненных работ и оказанных услуг (далее — акты) в отдельных сферах деятельности, где их составление, а самое главное, оформление по правилам, установленным ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон), которая требует в том числе обязательной их подписи заказчиками, является практически невозможным. Речь, в частности, идет об организациях, оказывающих услуги связи или рекламные услуги.

Как мобильный оператор, имеющий сотни тысяч клиентов, может найти каждого из них и заставить его подписать акт об оказанных услугах? А сред­ства массовой информации, особенно специализирующиеся на оказании рекламных услуг? Кстати, многие из них пошли по пути массовой рассылки «спама» (иначе его и не назовешь), отправляя каждый месяц сотни (а некоторые — тысячи) писем своим рекламодателям с вложенными в них актами. Естественно, никакой надежды получить все их обратно с необходимой подписью нет, потому что рекламодатель, уже оплативший услугу и имеющий на руках материальное подтверждение ее оказания (экземпляр печатного издания или скриншот с соответствующего сайта при размещении рекламы в Интернете), зачастую не хочет тратить время на возню еще с какими-то бумагами.

В конце концов эта проблема стала настолько вопиющей, что заинтересованные организации стали просто «бомбардировать» Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам запросами, пытаясь добиться от них если не разрешения на полный отказ от составления актов, то хотя бы возможности отправки их по электронной почте.

Думали чиновники достаточно долго, и в результате на официальных сайтах появилось совместное письмо Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21.10.2010 № 15-5/840/2-1-9/324 «Об актах выполненных работ, оказанных услуг» (далее — Разъяснение). Почти весь текст этого документа вызывает положительные эмоции. Невольно думаешь: ведь могут же, когда захотят! Но и без «ложки дегтя», о которой чуть ниже, его разработчики обойтись все же не смогли...

В Разъяснении говорится о том, что в соответствии с Законом факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, обязательные реквизиты которого определены ст. 9 Закона. Подтверждение факта выполнения работ или оказания услуг оформляется, как правило, актом выполненных работ, оказанных услуг, который должен иметь подписи исполнителя и заказчика. Одновременно акт служит подтверждением полноты и качества выполненных работ (оказанных услуг), используется для исчисления гарантийных сроков, защиты прав потребителей.

Здесь мы вынуждены прервать авторов Разъяснения и напомнить, что ни одним действующим правовым актом не установлено, что акт сдачи-приемки является первичным учетным документом. Поэтому ссылка на ст. 9 Закона, в которой действительно содержится требование указывать должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, подтверждаемой этим документом, и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи, является несколько некорректной. В еще большей степени это относится к документам, которыми предлагается теперь заменять акты. Но не будем придираться — они же для нас старались!

Далее в Разъяснении указывается самое важное, ради чего, собственно, оно и готовилось: несоставление актов может иметь место только (!) в некоторых сферах экономической деятельности, таких как услуги связи, аренда, лизинг, прокат, рекламные и другие услуги, при оказании которых заключаются однотипные договора, в том числе относимые Гражданским кодексом Республики Беларусь к категории публичных.

В случаях, когда стороны договорились не составлять акт, в договоре между заказчиком и исполнителем должен быть указан способ, которым исполнитель информирует заказчика об исполнении работы (оказании услуги). При этом уведомление может быть направлено заказчику по электронной почте, факсимильной связи и другими способами. На эти «другие способы» советуем обратить особое внимание: никаких требований к ним в Разъяснении не приведено, и по идее, они могут быть любыми.

Дальше начинается самое важное для бухгалтеров. Основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета и принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм НДС по работам, услугам, приобретенным (выполненным, оказанным) без составления акта, являются договора (в том числе включающие графики арендных (лизинговых) платежей) в совокупности со счетами на оплату и иными аналогичными документами (для плательщиков, определяющих выручку от реализации продукции (работ, услуг) «по оплате», — еще и платежными инструкциями, подтверждающими оплату работ, услуг). Для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в этих документах следует указывать ставку и сумму НДС.

При этом документы, служащие основанием для подтверждения факта выполнения работ и оказания услуг, а также для вычета сумм НДС, могут быть как на бумажном носителе информации, так и в электронном виде. И (внимание!) способ передачи документа не является определяющим: их можно передавать «лично, по почте, по факсу, по электронной почте путем предоставления ссылки в сети Интернет или направления по E-mail почте».

И в завершение несколько слов про ту самую «ложку дегтя». По мнению авторов Разъяснения, все сказанное выше может применяться только при отражении в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций по выполнению работ (оказанию услуг), имеющих незначительную стоимость (до 2 млн руб.) по сделке с одним лицом в течение календарного месяца. Эта мысль нас, мягко говоря, смущает. Ведь в соответствии со ст. 3 Закона законодательство Беларуси о бухгалтерском учете и отчетности должно обеспечивать единообразие ведения учета активов, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями. О каком единообразии может идти речь, если порядок учета ставится в зависимость от суммы хозяйственной операции! Кто дал право чиновникам своим Разъяснением нарушать один из основополагающих принципов учета?! И откуда вообще взялась эта сумма — 2 млн руб.? Почему не один, или не десять, или, например, не 527 860 руб.?

Кстати, и право организаций не составлять акты только в некоторых сферах экономической деятельности, на наш взгляд, также противоречит вышеуказанному принципу единообразия.

Последнее положение Разъяснения касается порядка отражения в учете операций по расчетному, валютному и иным счетам в банке. До внесения изменений в Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (получается, что в ближайшее время нам следует их ожидать?), отражение в бухгалтерском учете операций по расчетным, валютным, специальным и прочим счетам в банке может осуществляться как на основании выписок банка из лицевого счета с приложением платежных инструкций, так и на основании выписок банка с указанием в них реквизитов платежных инструкций и (или) информации о банковском переводе, что должно быть предусмотрено в договоре на банковское обслуживание. Другими словами, нам наконец-то подтверждается возможность использовать для учета операций по банковским счетам современные технологии, без ежедневного посещения «родного» банка.

Но и последнее «послабление» не смогло сгладить неприятный осадок, оставшийся от Разъяснения. Вот такая у нас либерализация экономики получается, почему-то обязательно «с горчинкой»…

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР