Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
FreeCurrencyRates.com

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 10/2010

••• Белорусский Интернет: регистрировать придется даже почтовые ящики

Андрей РАЗУМОВ


Наверное, нет в нашей стране человека, хотя бы изредка пользующегося услугами глобальной компьютерной сети Интернет (далее — Интернет), который бы не был знаком со «страшилками» по поводу намерения властей упорядочить данную сферу, распространяемыми весь прошлый год. Мол, под благородными целями защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере под полный государственный контроль будет взято распространение любой нежелательной информации. В качестве примера чаще всего приводился так называемый «китайский Интернет» (в этой стране производится всеобъемлющая фильтрация информации, к которой обращаются пользователи, причем фиксируются и данные о том, кто осмелился сделать «нежелательный» запрос).

Когда в начале года появился Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее — Указ № 60), вступающий в силу с 1 июля 2010 г., то он показался совсем не таким страшным, как ожидалось. Большинство специалистов сходилось во мнении, что данный законодательный акт вводит лишь некоторые ограничительные меры по использованию интернет-пространства, но касаются они в основном поставщиков интернет-услуг, а не рядовых пользователей Всемирной паутины.

В то же время некоторые скептики продолжали утверждать, что основная опасность кроется не в самом Указе № 60, а в подзаконных актах, которые будут разработаны для реализации его норм. Напомним, что в п. 14.1 этого документа содержались многочисленные поручения Совету Министров Республики Беларусь, и в частности, до 1 мая 2010 г. ему поручалось:

1) определить по согласованию с Администрацией Президента порядок функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, а также требования к содержанию интернет-сайтов государственных органов и организаций;

2) разработать порядок идентификации абонентских устройств, пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учета и хранения сведений о таких устройствах, персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об оказанных интернет-услугах;

3) установить порядок регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре Республики Беларусь и механизм контроля за их функционированием.

Надо сказать, что Правительство уложилось в установленные ему сроки и выполнило все перечисленные задания. Вопросы создания и функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций решены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192». Интернет-магазины получили свой нормативный акт, который будет регламентировать их работу, — постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 649 «О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (о его содержании подробно рассказано на с. 77).

А безобидный на первый взгляд порядок идентификации абонентских устройств, пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учета и хранения сведений о таких устройствах, персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об оказанных интернет-услугах установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 644 «О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет» (далее — Постановление № 644). После его изучения стало понятно: время шуток кончилось, и власти занялись Интернетом всерьез и надолго. И пусть до Китая нам пока еще далеко, но чувствовать себя в полной безопасности при посещении Всемирной сети теперь не может никто: все ваши «телодвижения» в Интернете находятся под контролем и при желании могут быть предъявлены «в нужном месте и в нужное время».

Не вдаваясь в технические подробности, остановимся на ключевых моментах, которые в самое ближайшее время окажут существенное влияние на деятельность всех интернет-пользователей, будь то физические лица или организации.

1. Согласно Постановлению № 644 в нашей стране создается Государ­ственный реестр информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь (далее — Реестр), в котором будет сосредоточена информация обо всех информационных ресурсах, к которым отнесены не только те информационные сети, системы и ресурсы, которые признаются таковыми специалистами в области компьютерно-информационных технологий, но и то, что посчитали таковыми авторы данного нормативного акта, не имеющие, скорее всего, необходимого специального образования. Постановлением № 644 также утверждено Положение о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь (далее — Положение), имеющее важное значение для всех субъектов хозяйствования, которые используют Всемирную сеть в своей деятельности.

2. Мнение о том, что нормы Указа № 60, связанные с регистрацией информационных ресурсов, будут обязательными только для организаций и индивидуальных предпринимателей, извлекающих доход от оказания интернет-услуг, оказалось глубоко ошибочным. Причем настолько ошибочным, что даже многие пессимисты совершенно неожиданно для себя превратились в оптимистов, потому что действительность оказалась гораздо хуже их прогнозов.

В форме заявления на регистрацию ресурса, являющейся приложением к Положению, приведен перечень информационных ресурсов, которые подлежат регистрации в Реестре, с указанием реквизитов, которые необходимо заполнить для каждого из них. В данный перечень ресурсов, которые необходимо зарегистрировать в ближайшее время, кроме весьма специфических сетевых адресных пространств, центров обработки данных и каналов связи, включены также и интернет-сайты. Иначе говоря, всем организациям, имеющим собственные интернет-сайты, придется регистрировать их в Реестре.

А от всех остальных разработчики Постановления № 644 требуют ни много ни мало — регистрации в Реестре обычных ящиков электронной почты (!). И это совершенно новое слово в регулировании Интернета, которое, возможно, еще многим и не раз «аукнется».

На наш взгляд, данная норма распространяется только на ящики электронной почты, размещенные в так называемом национальном сегменте Интернета, под которым понимается совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к Интернету, расположенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих иерархические имена национального сегмента Интернета. Хотя для наших чиновников нет ничего невозможного, и они вполне могут попытаться запретить всем гражданам и организациям нашей страны открывать электронные почтовые ящики на иностранных интернет-ресурсах и создавать свои сайты в других доменных зонах. Впрочем, проконтролировать выполнение подобного запрета технически невозможно, поэтому его появления, скорее всего, можно не бояться.

3. В соответствии с п. 6 Указа № 60 поставщики интернет-услуг обязаны при оказании интернет-услуг осуществлять идентификацию абонентских устройств, т.е. технических устройств пользователя интернет-услуг, предназначенных для подключения к линии электросвязи в целях обеспечения доступа в Интернет (в частности, модемов), учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах. Аналогичные действия (с идентификацией личности посетителя, которая производится по предъявляемому им документу, удостоверяющему личность) должны производить и собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами (компьютерных клубов, интернет-кафе, домашних сетей и иных мест, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к сети Интернет) либо уполномоченные ими лица.

Последнее требование установлено еще одним постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 647 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2007 г. № 175» (далее — Постановление № 647). При этом сведения об оказанных интернет-услугах, упомянутые в Указе № 60 «вскользь», в данном нормативном акте были «расшифрованы»: кроме персональных данных пользователей, в течение года должны храниться сведения о времени начала и окончания оказания услуг, а также (в виде электронного журнала) идентификационные сведения об абонентских устрой­ствах (МАС-адрес, внутренние и внешние IP-адреса), дате, времени и доменных именах или IP-адресах всех интернет-ресурсов, с которыми пользователь осуществил соединение (!).

Итак, время анонимного посещения Интернета пришло к концу: все ваши связи и контакты во Всемирной сети скоро станут известны достаточно большому числу людей. И только горький смех вызывает еще одно нововведение Постановления № 647, в соответствии с которым ответственные лица обязаны принимать меры по защите перечисленных выше сведений, связанных с действиями в Интернет, от разглашения, утраты или модификации. Как показывает печальный опыт многих стран, любая конфиденциальная информация очень быстро становится доступной любому желающему (естественно, за деньги).

Счастливого вам «плавания» в интернет-пространстве!

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР