Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 09/2010

••• А им и кодекс не указ!

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»


Вопросу отмены нормирования затрат на содержание и использование второго и каждого последующего служебного легкового автомобиля мы посвятили достаточно много времени. И считали его полностью решенным, ожидая признания утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.1999 № 638 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта» (далее — Постановление № 638), п. 1 которого установлено, что юридические лица и их обособленные подразделения включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, расходы на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм.

При этом официальные лица самых разных ведомств в один голос убеждали нас, что расходы на содержание легковых автомобилей в текущем году не нормируются. В частности, аналогичные разъяснения от лица Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь давались на семинарах и в средствах массовой информации. Мол, Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) подобное нормирование не предусмотрено, а это правовой акт большей юридической силы, чем Постановление № 638, и руководствоваться нужно именно им. Более того, Правительству Беларуси дано поручение привести свои документы в соответствие в НК, что и должно быть сделано в самое ближайшее время.

В то же время осторожные специалисты пытались предостеречь бухгалтеров от поспешных действий. Они ссылались на тот факт, что в соответ­ствии с п. 1.26 ст. 131 НК к уменьшающим налогооблагаемую прибыль затратам не относятся в том числе иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством. А поскольку Постановление № 638 до сих пор не признано утратившим силу, и оно является тем самым законодательством, то до его отмены расходы на содержание легковых автомобилей надо продолжать нормировать.

Против подобной аргументации можно привести немало доводов.

Во-первых, согласно ст. 130 НК затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Если второй и каждый последующий легковой автомобиль в организации является служебным, то затраты на их содержание и использование, несомненно, носят производственный характер, а значит, п. 1.26 ст. 131 НК к ним никакого отношения не имеет.

Во-вторых, вместе со вступлением в силу с 1 января 2010 г. Особенной части НК начала действовать и ст. 3 НК, в соответствии с которой налоговым законодательством Беларуси признается система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

— НК и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

— декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

— постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение НК, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

— нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных НК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено НК или Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, постановления Правительства Республики Беларусь могут относиться к налоговому законодательству только в том случае, если они приняты на основании и во исполнение НК. Постановление № 638, появившееся более 10 лет назад, не принималось на основании и во исполнение НК, а значит, с 1 января 2010 г. его положения могут не учитываться.

Кажется, все достаточно просто и понятно. Однако похоже, что специалисты налогового ведомства ничего «лишнего» не читают, и со всей этой аргументацией не знакомы. Иначе как можно объяснить тот факт, что в п. 7 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.03.2010 № 2-1-10/734 «О налогообложении» (далее — Письмо № 2-1-10/734) со ссылкой на те же самые нормы НК делается абсолютно противоположный вывод?

Авторы Письма № 2-1-10/734 выстроили следующую логическую цепочку.

1. Статьей 130 НК установлено, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

2. Перечень затрат, не учитываемых при налогообложении, определен в ст. 131 НК.

3. Согласно п. 1.26 ст. 131 НК при исчислении налога на прибыль не учитываются в том числе иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством.

И, что самое удивительное, из сказанного делается вывод, который мы приведем дословно: «Таким образом, в период действия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.1999 № 638 при налогообложении учитываются расходы только по одному служебному легковому автомобилю». Почему Авторы Письма № 2-1-10/734 не обратили внимания на то, что п. 1.26 ст. 131 НК относится только к затратам, не связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав, остается для нас загадкой. Равно как и игнорирование ими того факта, что с 1 января 2010 г. Постановление № 638 вообще не является актом налогового законодательства, а значит, его использование для определения состава затрат, учитываемых или не учитываемых при исчислении налога на прибыль, «вне закона».

Вот так и решаются у нас многие проблемы, то и дело возникающие в белорусском законодательстве: берется несколько действующих норм, из которых потом делается абсолютно неверный вывод. И самое главное — все по закону! Ведь именно Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь даны полномочия по разъяснению порядка налогообложения, поэтому оно и может высказывать в своих письмах, что посчитает нужным, «не оглядываясь» при этом ни на логику, ни на здравый смысл. А организациям остается только «утираться» и выполнять эти «ценные» указания.

Или не выполнять, надеясь на справедливость суда…

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР