Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 24/2009

Инвентаризация-2009

 

Анна ВОЛЧЕК,
аудитор

 

Общие положения

Одним из специальных методов бухгалтерского учета является инвентаризация, результаты которой используются при составлении отчетности, а также при анализе структуры и размеров активов и пассивов организации. Для того чтобы инвентаризация могла стать действенным инструментом, помогающим вырабатывать и принимать управленческие решения, необходимо в совершенстве знать требования нормативных документов, регулирующих порядок ее проведения.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств.

Периодичность и единый порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств организаций, а также правила их оформления установлены Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180). С учетом специфики деятельности отдельных отраслей порядок проведения инвентаризации и документального оформления ее результатов может регулироваться внутриведомственными инструкциями, а также положениями по учетной политике. Естественно, при этом не должны нарушаться общие правила проведения инвентаризации, установленные Инструкцией № 180.

Инвентаризация проводится:

в обязательных случаях, установленных ст. 12 Закона о бухгалтер­ском учете: при передаче активов государственного унитарного предприятия в аренду, их купле-продаже; при реорганизации или ликвидации организации; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения и (или) порчи активов; в случае возникновения непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

— по решению руководителя организации;

— по решению контролирующих органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки (ревизии) в порядке, установленном законодательством;

— при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);

— в иных случаях, установленных законодательством.

Объектами инвентаризации являются:

— активы организации независимо от их местонахождения;

— активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение и др.);

— активы, не учтенные по каким-либо причинам, и т.д.

Для целей Инструкции № 180 к инвентаризируемым активам относятся:

внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в том числе незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);

оборотные активы (запасы и затраты (в том числе сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации) и другие активы, животные на выращивании и откорме (в том числе молодняк животных), незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовая продукция и товары для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты); дебитор­ская задолженность; расчеты с учредителями; денежные средства; финансовые вложения; прочие оборотные активы.

К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы; краткосрочные кредиты и займы; кредиторская задолженность; задолженность перед учредителями; резервы предстоящих расходов; прочие виды обязательств.

Периодичность проведения инвентаризации активов согласно п. 8 Инструкции № 180 для объектов незавершенного производства и полуфабрикатов — не менее двух раз в год, а для остальных объектов — не менее одного раза в год.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:

— основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, незавершенного производства и полуфабрикатов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства), а также животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) — не ранее 1 ноября;

— денежных средств, обязательств и других активов — не ранее 1 декабря.

Установленное Инструкцией № 180 количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций по решению руководителя организации может быть увеличено. Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года) и перечень активов, проверяемых при каждой из них, также устанавливаются первым лицом организации.

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции № 180, в котором назначается состав инвентаризационной комиссии. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Он же несет ответственность за организацию и своевременное проведение инвентаризаций активов и обязательств.

Проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Для оформления инвентаризации применяются формы, приведенные в приложениях 5–19 к Инструкции № 180, либо формы, утвержденные республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

При недостатке содержащейся в утвержденных формах информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы.

На активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку на комиссию и др.), составляются отдельные описи, один экземпляр которых пересылается собственнику данных активов.

Инвентаризационные комиссии обеспечивают полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации, а также за правильность указания в описях отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены. А за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках активов с целью сокрытия недостач или излишков активов они несут ответственность в соответствии с законодательством.

Основные требования к организации проведения инвентаризации и общий порядок проведения инвентаризации активов и обязательств изложены в главах 2 и 3 Инструкции № 180.

Рассмотрим порядок проведения инвентаризации по видам активов и обязательств.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР