Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 24/2009

Новые критерии отнесения активов к основным средствам

 

Владимир СЕРГЕЕВ,
экономист

 

Совсем недавно мы писали об изменениях, которые Министерство финансов Республики Беларусь планирует ввести с 1 января 2010 г. в сфере бухгалтерского учета (см. статью «Ошибки в накладных уже не будут “смертельными”?», опубликованную в «Налоговом вестнике» № 22 за 2009 год). Среди них особый интерес вызвало объявленное предоставление права устанавливать стоимостной критерий отнесения активов к основным сред­ствам самим организациям и индивидуальным предпринимателям, принявшим решение о ведении бухгалтерского учета (далее — организации).

Напомним, что лимит отнесения имущества к оборотным средствам определен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.03.2004 № 41 «Об установлении лимита отнесения имущества к отдель­ным предметам в составе оборотных средств» (далее — Постановление № 41). Согласно п. 1 данного нормативного акта лимит стоимости имущества, являющегося средствами труда и относящегося к отдельным предметам в составе оборотных средств в соответствии с п. 13.7 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001 № 187/110/96/18 (далее — Инструкция по амортизации-2001), устанавливался в пределах 30 базовых величин за единицу (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым устанавливался в пределах 10 базовых величин за единицу).

После вступления в силу с 1 июля 2009 г. новой Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее — Инструкция по амортизации-2009) и сменившей Инструкцию по амортизации-2001, в п. 1 Постановления № 41 необходимые изменения почему-то не внесли. Возможно, про него просто забыли или, заранее зная о грядущих более серьезных переменах, не стали ради исправления одной ссылки (а п. 13.7 Инструкции по амортизации-2001 утратил силу вместе с самим этим нормативным актом) затевать достаточно хлопотную процедуру внесения изменений в Постановление № 41.

Справедливости ради отметим, что никаких реальных последствий это противоречие между указанными документами не имело, поскольку и в отмененном п. 13.7 Инструкции по амортизации-2001, и в действующем п. 14.1 Инструкции по амортизации-2009 говорится одно и то же: к основным средствам не относятся и не являются объектами начисления амортизации числящиеся в составе оборотных средств предметы, многократно используемые в хозяйственной деятельности организации, сохраняющие свою натурально-вещественную форму, стоимость единицы которых на момент приобретения не превышает величину, установленную учетной политикой организации в пределах лимита, определяемого Постановлением № 41. Таким образом, руководствуясь как старым, так и новым нормативным актом, регламентирующим порядок начисления амортизации, организации все это время имели полное право, разрабатывая свою учетную политику, понизить этот предел до сколь угодно малой величины (никаких ограничений по данному поводу законодательство не содержит).

Другое дело, что мало кто обращал внимание на эту возможность и пользовался предоставленным правом. Как показывает практика, в большин­стве случаев организации в качестве стоимостного критерия указывали в своей учетной политике именно величину, равную 30 базовым величинам.

Для изменения ситуации было принято постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 06.11.2009 № 136 «О внесении изменений в постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 и от 23 марта 2004 г. № 41» (далее — Постановление № 136), вступающее в силу с 1 января 2010 г., которое включило в новую редакцию п. 1 Постановления № 41 прямое указание на право организаций самостоятельно устанавливать стоимостной критерий отнесения активов к основным средствам. Согласно внесенным изменениям организациям разрешено устанавливать лимит стоимости актива в пределах 30 базовых величин за единицу, при соблюдении которого данный актив может учитываться в бухгалтерском учете в составе средств в обороте. Таким образом, в Постановлении № 41 уже нет отсылок на другие нормативные акты, и для решения вопроса, куда относить приобретаемые объекты — к основным средствам или к отдельным предметам в составе оборотных средств — организации теперь должны использовать собственную учетную политику.

Правило, в соответствии с которым для сравнения с лимитом используется стоимость актива на момент его принятия к учету без налога на добавленную стоимость, не изменилось. Как и ранее, исключение составляют активы, приобретаемые организациями, финансируемыми из бюджета, за счет средств соответствующих бюджетов, по которым их стоимость определяется с учетом НДС.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР