Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 20/2009

••• Ценовое соглашение с монополистами как новое оружие антимонопольных органов

 

Николай ПИЛИПЦОВ,
юрист

 

Не секрет, что во многих случаях рост цен на ту или иную продукцию вызван совсем не рыночными причинами, а является следствием отсутствия конкуренции, а то и прямым ценовым сговором производителей или импортеров. Для борьбы с этими негативными явлениями в нашей стране разработана целая система «антимонопольных» правовых актов.

Следить за их соблюдением призваны антимонопольные органы, в состав которых входят департамент ценовой политики Министерства экономики и управлениями ценовой политики областных (Минского городского) исполкомов, которые имеют достаточно серьезные полномочия для выявления признаков недобросовестной конкуренции или монопольно высоких цен. Однако в условиях мирового экономического кризиса этих полномочий, похоже, оказалось недостаточно, в результате чего был разработан Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» (далее — Указ № 499), вступающий в силу с 16 января 2010 г.

Во-первых, отметим, что Указом № 499 четко разграничиваются полномочия антимонопольных органов: Министерство экономики должно будет осуществлять государственное антимонопольное регулирование и контроль на товарных рынках республики, а структурные подразделения областных (Минского городского) исполкомов — осуществлять функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей и г. Минска.

Во-вторых, полномочия антимонопольных органов существенно расширяются. Сейчас согласно п. 2 Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 60, основными мерами антимонопольного органа, направленными на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются:

— вынесение предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;

— составление протоколов об административных правонарушениях;

— принятие в пределах своей компетенции иных мер (направление писем-предупреждений).

С 16 января 2010 г. антимонопольные органы получат право выносить обязательные для исполнения юридическими лицами, государственными органами, их должностными лицами предписания (решения) о прекращении действий (бездействия), нарушающих антимонопольное законодательство, а также об отмене (изменении) принятых ими правовых актов, не соответствующих этому законодательству и (или) приводящих к ограничению конкуренции, в том числе:

— о прекращении действия введенных запретов и (или) ограничений в отношении реализации товаров (работ, услуг) в Беларуси, иных ограничений прав и законных интересов юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг);

— об отмене решений по наделению организаций полномочиями, которые могут привести к ограничению конкуренции.

Сама возможность того, что подразделение исполкома может вынести обязательное для исполнения предписание об отмене правового акта, принятого любым государственным органом, выглядит просто фантастикой!

Но и это еще не все. Новым оружием борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства является право указанных органов заключать с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашения, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность последних, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Юридиче­ское лицо, заключившее подобное соглашение, в период его действия освобождается от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Государственный реестр). Правда, при этом им придется исполнять «обычные» нормы законодательства о ценообразовании, обязательные для всех. Другими словами, можно сказать, что те, кто подпишут указанные соглашения, будут на время как бы исключены из Государственного реестра.

И последняя норма Указа № 499, заслуживающая внимания. Антимонопольные органы смогут обращаться (без уплаты государственной пошлины) с исковыми заявлениями в суды о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных в нарушение антимонопольного законодательства, причиняющих вред правам и законным интересам других юридических лиц или граждан и приводящих к ограничению конкуренции.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР