Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 14/2009

Преференциальная поправка как способ поддержки отечественных производителей

 

Антон СКОРОХОД, экономист

 

В условиях экономического кризиса для большинства производителей товаров (работ, услуг) реализация своей продукции становится буквально вопросом жизни и смерти. А государственные закупки товаров, работ и услуг являются для субъектов хозяйствования своеобразным «спасательным кругом»: сбыт гарантирован (и обычно в достаточно существенных объемах и на протяжении значительного периода времени), что позволяет сохранить производство, а значит, и коллектив предприятия, и перспективы развития. Поэтому при проведении процедуры государственных закупок иногда разворачиваются настоящие «войны» между кандидатами, в которых даже самое незначительное преимущество может иметь решающее значение. А если на стороне одного из кандидатов начинает «играть» государство, то исход соревнования становится ясным еще до его начала…

Преференциальная поправка… Это что?

Вначале вспомним, что под государственными закупками понимает законодательство. Определение этому понятию дано в п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее — Указ № 618), согласно которому государ­ственными закупками являются закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд.

Согласно п. 3 Указа № 618 государственные закупки, если иное не установлено в данном законодательном акте, осуществляются с применением следующих процедур:

— конкурса (открытого, закрытого, которые могут быть двухэтапными) — при ориентировочной стоимости закупки от 8 000 базовых величин и более;

— процедуры запроса ценовых предложений — от 1 000 до 8 000 базовых величин;

— процедуры оформления конкурентного листа — от 50 до 1 000 базовых величин;

— процедуры закупки из одного источника — от 50 базовых величин и более в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Особенности проведения государственных закупок установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок». Этим же нормативным актом утверждено Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее — Положение), имеющее важнейшее значение для определения будущих победителей.

В старой редакции п. 18.14 Положения было установлено, что при проведении открытого конкурса в составе информации, которую должны содержать конкурсные документы, следовало указывать условия применения преференциальной поправки, т.е. предоставления преимущества участникам при оценке предложений (забежим вперед и отметим, что эта достаточно точная характеристика преференциальной поправки по каким-то причинам была из Положения исключена). Однако использовать подобный «механизм» можно было только при проведении конкурсов или осуществлении процедуры запроса ценовых предложений и только при предложении кем-то из участников товаров, работ и услуг происхождения Республики Беларусь, произведенных организациями общественных объединений инвалидов. Действовали и жесткие правила использования преференциальной поправки, которые заключались в том, что цена конкурсного предложения такого участника (или его ценовые предложения в случае осуществления процедуры запроса ценовых предложений) уменьшалась на 10%.

Успокоим участников процедур проведения государственных закупок: преференциальная поправка не является скидкой с цены конкурсного предложения, и ее применение совсем не означает реального снижения цены товара (работы, услуги), предлагаемого для участия в конкурсе. Производить закупки товаров (работ, услуг) у участника, выигравшего конкурс или иную «закупочную» процедуру, будут по «настоящей» цене, но при сравнении цены конкурсного предложения участника, предлагающего отечественные «инвалидные» товары (работы, услуги), с ценами конкурсного предложения других участников его цена «на бумаге» уменьшается на указанную величину, что во многих случаях может иметь решающее значение. Ведь не зря в соответствии с п. 68 Положения критериями оценки конкурс­ных предложений является цена конкурсного предложения и только потом другие критерии (данная формулировка не оставляет сомнений, что в большинстве случаев играет главную, а что — второстепенную роль), в числе которых в данной норме указаны:

— характеристики товаров (работ, услуг);

— сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

— расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, связанные с товарами (работами, услугами);

— порядок и сроки осуществления платежей;

— условия предоставления гарантий на товары (работы, услуги);

— другие критерии, которые заказчик, организатор или уполномоченная организация сочтут необходимыми для конкретной закупки.

Поддерживать объединения инвалидов, конечно, нужно, однако экономический кризис загнал в «инвалидное» состояние многие белорусские предприятия, поэтому закупать для государственных нужд какие-то иностранные товары (работы, услуги), когда собственные производители буквально задыхаются от складских запасов, кажется не очень разумным (разве что аналогичные отечественные товары намного дороже или их просто не существует в природе). Не удивительно, что власти решили использовать разработанный до начала кризиса «механизм» преференциальной поправки более эффективно, распространив его на гораздо более широкий круг товаров, работ и услуг. В результате постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2009 № 856* (далее — Постановление № 856), вступившим в силу с 9 июля 2009 г., в Положение были внесены изменения, которые ниже будут рассмотрены подробнее.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР