Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 13/2009

••• Продление сроков завершения внешнеторговых операций по-белорусски

 

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»

 

Чем дольше длится мировой финансовый кризис, тем труднее контрагентам исполнять свои обязательства по внешнеторговым сделкам. Хотя многие организации (в значительной степени это относится к нашим восточным соседям) стали просто использовать эту вполне объективную причину для того, чтобы оправдать свое нежелание расплачиваться в срок. Как отметил российский Президент во время одного из своих выступлений, в России стало уже «почти неприличным» отдавать взятые кредиты вовремя. То же самое касается и расчетов с партнерами, особенно если они расположены не на соседней московской улице, а в «далекой» Беларуси.

Даем вам срок… И вы за него ответите!

В результате сроки исполнения внешнеторговых договоров, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), в который в начале года были внесены изменения Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.2009 № 104 (далее — Указ № 104), все чаще срываются, а оказавшимся без вины виноватыми белорусским экспортерам и импортерам ничего не остается, как обращаться с просьбами об их продлении.

Между тем, кризис никак не повлиял на желание властей поскорее получить платежи в бюджет от внешнеэкономической деятельности (наоборот, он его только усилил), поэтому достаточно жесткие сроки исполнения внешнеторговых договоров никто и не думал пересматривать. Напомним, что в соответствии с п. 1.4 Указа № 178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции (до принятия Указа № 104 здесь применялся не совсем точный в данном контексте термин «прекращение обязательств нерезидентами») в полном объеме в следующие сроки:

— при экспорте — не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) (для упрощения изложения далее мы будем говорить только о товарах), выполнения работ, оказания услуг;

— при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. При этом резиденты-импортеры должны в течение этих двух месяцев обеспечить поступление товаров на таможенную территорию Беларуси.

А так как с петровских времен законы в наше стране исполняются (да и то не всегда!) только в том случае, когда за их нарушение установлена более или менее серьезная ответственность, данное требование по обеспечению выполнения обязательств контрагентами наших участников внешнеэкономической деятельности «сопровождается» ст. 11.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). В соответствии с ней превышение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) сроков проведения внешнеторговых операций влечет наложение на него штрафа в размере до 2% от суммы не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более этой суммы (стоимости).

И пусть вас не вводит в заблуждение не очень значительная, на первый взгляд, цифра (подумаешь, какие-то 2%). Вторая часть данной нормы должна остудить головы самых «крутых» бизнесменов (не «всего 2%», а 2% за каждый день (!) превышения установленного Указом № 178 срока). Другими словами, 50 дней просрочки поставки товара вашим не очень добросовестным партнером — и вот вы уже должны государству сумму, равную стоимости всей еще не состоявшейся внешнеторговой сделки! А если деньги на покупку товара были последними или взятыми в кредит, то призрак полного разорения не просто появился на горизонте, а уже «дружески хлопает вас по плечу»…

С такими «драконовскими» санкциями впору ехать к своим партнерам и в буквальном смысле бросаться им в ноги, слезно умоляя не доводить до греха и поставить, наконец, этот злополучный товар (оплатить отгруженную продукцию). Хотя есть и более простой способ: надо всего лишь правильно использовать возможности, предоставляемые белорусским законодательством, о которых мы и расскажем ниже.

Куда податься бедному участнику ВЭД

Согласно п. 1.5 Указа № 178 сроки завершения внешнеторговых операций, введенные этим законодательным актом, могут по заявлению резидента быть продлены (причем, бесплатно) Национальным банком Республики Беларусь (далее — Национальный банк) или его главными управлениями по областям в установленном им порядке. Правда, для того, чтобы главный банк страны пошел на это, необходимо наличие объективных причин, подтвержденных соответствующими документами.

В п. 1.16.1 Указа № 178 уточнено, что резиденты обязаны получить разрешение Национального банка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции в случае, если преду­смотренный договором либо фактический срок поступления товаров, выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством. Кроме того, необходимо будет уведомить выдавший это разрешение орган в порядке, установленном Национальным банком, о том, что данная внешнеторговая операция завершена.

До недавнего времени полномочия по продлению сроков завершения внеш­неторговых операций имело Министерство торговли Республики Беларусь, но подобное «раздвоение» (выдает разрешение одно ведомство, а конт­ролирует его использование совсем другое) приводило к излишним сложностям. В результате было решено сконцентрировать все в одних руках, и со 2 октября 2008 г. выдача вышеуказанных разрешений стала прерогативой главного банка страны, что было подтверждено изданием Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков прекращения обязательств при осуществлении внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2008 № 100 (далее — Инструкция № 100).

Этому нормативному акту не очень повезло, потому что после принятия Указа № 104 оказалось гораздо проще разработать новый документ, регламентирующий выдачу разрешений, чем пытаться внести изменения в дей­ствующий. Поэтому была разработана новая Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 (далее — Инструкция № 52) и вступившая в силу с 1 мая 2009 г. Отметим, что Инструкцию № 100 с той же даты признали утратившей силу, причем сделано это было почему-то не одной из норм Инструкции № 52 как обычно, а отдельным постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 51.

Рассмотрим, что изменилось в порядке получения разрешений после принятия Инструкции № 52.

Не все сроки нужно продлять

В соответствии с п. 1 Инструкции № 52 этот нормативный акт устанавливает единый порядок выдачи Национальным банком разрешений резидентам на продление сроков завершения внешнеторговых операций (далее — разрешения). При этом его действие не распространяется на внешнеторговые операции, указанные в п. 1.2 Указа № 178, а именно:

— на операции, проводимые между резидентами и нерезидентами по договорам, предусматривающим передачу имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг), в рамках выполнения административных процедур, а также в соответствии с договорами страхования (всех видов), договорами займа и кредитными договорами;

— на операции, относимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь к банковским операциям;

— на операции, расчеты по которым осуществляются индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами за пределами Беларуси, а также через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах;

— на некоторые другие операции, предусмотренные Национальным банком.

«Не отвечает» Инструкция № 52 и за выдачу разрешений на продление сроков завершения тех операций, которые в соответствии с Указом № 178 вообще не являются внешнеторговыми, и, в частности, это касается операций по отгрузке товаров, выполнению работ и оказанию услуг после получения денежных средств от нерезидента и по перечислению денежных средств за товары, работы и услуги после исполнения нерезидентом своих обязательств.

У кого нужно получать разрешение

Сначала разберемся с тем, кто какие разрешения выдает. В соответствии с Инструкцией № 100 выдачу разрешений производили главные управления Национального банка по областям по месту государственной регистрации резидента в следующих случаях:

— при экспорте — на срок свыше 90 и до 180 (включительно) календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

— при импорте — на срок свыше 60 и до 120 (включительно) календарных дней с даты проведения платежа.

Если же необходимый срок продления внешнеторговой операции превышал 180 календарных дней при экспорте или 120 календарных дней при импорте, то обращаться за продлением сроков уже приходилось в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Национального банка (далее — главное управление). В этот же орган следовало обращаться и в случае, когда превышение срока завершения внешнеторговой операции свыше 180 дней (при экспорте) или 120 дней (при импорте) было сразу «заложено» в условиях заключенного внешнеторгового договора (т.е. обращение за продлением сроков производилось еще до начала осуществления внешнеторговой операции).

После вступления в силу Инструкции № 52 данные правила несколько уточнены (правда, в большинстве случаев — на уровне формулировок). Согласно п. 4 данного нормативного акта, если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, то резидент должен получить разрешение главного управления Национального банка по области в зависимости от места нахождения (своего или своего структурного подразделения)(далее — управление по области):

— при экспорте — если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, превышает срок, установленный законодательством, не более чем на 90 календарных дней;

— при импорте — если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает срок, установленный законодательством, не более чем на 60 календарных дней.

В случае, когда резиденту необходимо превысить срок завершения внеш­неторговой операции более чем на 90 календарных дней при экспорте или более чем на 60 календарных дней при импорте, ему следует обращаться за получением разрешения в главное управление. Отметим, что по сути в данных нормах ничего не изменилось.

В то же время этот вывод ни в коей мере не относится к порядку действий резидента при получении разрешения, приведенному в Инструкции № 52.

Когда обращаться за разрешением

Ранее обязанностью резидента было получение разрешения до начала исполнения обязательств по внешнеторговому договору в случае, если преду­смотренный договором срок поступления товаров, выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги превышал срок, установленный законодательством. И только после этого в банке регистрировался паспорт сделки, который являлся тогда главным инструментом валютного контроля за действиями резидентов.

Имелась также возможность получить разрешение на продление срока прекращения внешнеторговой операции и до его истечения в ситуации, когда становилось очевидным, что срок фактического исполнения обязательств по внешнеторговому договору может превысить срок, установленный Указом № 178.

Теперь же если срок завершения внешнеторговой операции, предусмотренный договором, превышает срок, установленный законодательством, то в соответствии с п.5 Инструкции № 52 резидент должен получить разрешение в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции. Получается, что сначала необходимо произвести регистрацию сделки в соответствии с установленным порядком, затем начать осуществление внешнеторговой операции и только после этого обратиться за получением разрешения. В выдаваемом разрешении должна быть указана конкретная дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции, а не количество дней свыше определенного законодательством срока с даты начала осуществления внешнеторговой операции, в течение которых резидент обязан ее завершить, как это было ранее.

В связи с этим изменена и форма разрешения, приведенная в приложении 1 к Инструкции № 52. Старому реквизиту «Срок прекращения обязательств» формы разрешения, являвшегося приложением 1 к Инструкции № 100, в новой форме соответствует реквизит «Дата завершения внешнеторговой операции». Кроме того, в новой форме появился дополнительный реквизит «Регистрационный номер сделки», используемый теперь для валютного контроля. В нем и указывается регистрационный номер сделки, полученный резидентом в обслуживающем его банке и проставленный на внешнеторговом договоре (приложении к договору).

 Согласно п. 7 Инструкции № 52 разрешение можно получить и в ходе фактической реализации внешнеторговой операции, если предполагается превышение установленного законодательством срока ее завершения. При этом резидент должен получить в главном управлении (управлениях по области) разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции до истечения установленного законодательством срока ее завершения. После фактического истечения данного срока ни о каком его продлении говорить уже не приходится: как это ни печально, нельзя продлить то, что уже закончилось.

В данном случае срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты ее начала по дату, указанную резидентом в заявлении на продление срока завершения внешнеторговой операции.

А чем докажете?

Как следует из сказанного выше, даже один день срыва сроков подачи заявления на продление срока завершения внешнеторговой операции может привести к весьма печальным последствиям. Поэтому в Инструкцию № 52 включена норма, позволяющая предотвратить разночтения в вопросах исчисления сроков. С учетом положений гражданского законодательства и согласно п. 9 Инструкции № 52 датой подачи заявления, представляемого в виде почтового отправления, теперь считается дата сдачи его на почту либо в иное учреждение связи, подтверждаемая соответствующим штампом.

В случае, когда заявление доставляется иным способом (например, нарочным), то датой подачи этого документа признается дата его регистрации согласно установленным правилам документооборота.

Какие у вас документы?

Для получения разрешения (а также для внесения изменений в ранее выданное разрешение) резиденту необходимо представить в главное или управление по области документы, перечисленные в приложении 3 к Инструкции № 52, в число которых, в частности, входит письменное заявление произвольной формы, содержащее местонахождение и контактные телефоны заявителя, описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы) и ее сумму, запрашиваемый срок завершения с указанием конкретной даты (согласно Инструкции № 100 эта информация в заявлении не указывалась) и обоснование данного продления срока, а также копию документа (документов), посредством которого оформлена внешнеторговая операция. Особое внимание следует обратить на документы, посредством которых оформлены внешнеторговые операции (платежные поручения, счета-фактуры, акты приема-передачи, таможенные декларации, накладные и т.п.).

Кроме того, представляются документы (при их наличии), которые могут доказать невозможность своевременного исполнения договорных обязательств контрагентом по сделке.

Заявитель имеет право представить и иные документы, не указанные в приложении 3 к Инструкции № 52, если, по его мнению, они помогут в решении вопроса с продлением сроков. В свою очередь главное управление (управление по области) вправе запросить у резидента дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения и контроля за исполнением сроков (в Инструкции № 100 говорилось только об информации, необходимой для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения).

Если раньше верность копий представляемых документов могла быть засвидетельствована только печатью и подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), то сейчас подобными полномочиями наделены и заместители руководителя, а также любые уполномоченные им лица.

Выдача разрешения

Инструкцией № 52 оставлен без изменения 15-дневный срок с даты по­ступления всех необходимых документов, который дается главному управлению (управлению по области) для их рассмотрения и выдачи разрешения либо письменного отказа в такой выдаче с указанием его причин. Другими словами, отсчет срока начинается после того, как заявитель представил последний необходимый документ.

Если же для принятия решения необходима дополнительная информация, то срок выдачи разрешения либо направления письменного отказа в выдаче разрешения не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в главное управление (управление по области) всей дополнительно запрошенной информации.

Положения Инструкции № 52, регламентирующие порядок выдачи разрешений (внесения изменений в уже выданные) в случае реорганизации заявителя, изменении его наименования, повторного продления срока завершения внешнеторговой операции, утраты разрешения и отказа в его выдаче, почти не изменились и останавливаться на их рассмотрении мы не будем.

В соответствии с п. 24 Инструкции № 52 резидент должен в срок не позд­нее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, направить в главное управление сведения о завершении внешнеторговой операции по форме, приведенной в приложении 4 к Инструкции № 52. В этом документе необходимо привести информацию о номере и дате разрешения и порядковом номере внешнеторговой операции (согласно выданному разрешению), а также сведения о дате и основаниях завершения операции. В графе «Основание завершения внешнеторговой операции» указывается номер и дата документа (грузовая таможенная декларация, акт приемки-передачи и т.п.), в соответствии с которым завершена внешнеторговая операция.

Случилось страшное…

Если несмотря на все возможности, предоставленные законодательством, главное управление (управление по области) при рассмотрении представленных заявителем документов все-таки обнаружит факты превышения резидентом срока завершения внешнеторговой операции без получения соответствующего разрешения, то кроме штрафа, установленного вышеупомянутой ст. 11.34 КоАП, ему, скорее всего, придется познакомится с представителями еще одного ведомства: главное управление (управление по области) должно направить информацию о выявленных нарушениях в органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Она направляется в главный «контролирующий» орган страны по итогам работы за отчетный месяц письмом в произвольной форме с указанием наименования резидента, учетного номера плательщика, номера и даты внеш­неторгового договора с приложением копий соответствующих документов, а также информации о выдаче разрешения либо отказе в подобной выдаче.

Что будет дальше, не хочется даже и думать…

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР