Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 11/2009

••• Неожиданный подарок импортерам

 

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»

Рассказывая о грядущей налоговой реформе (увеличение ставки НДС с 18 до 22%, уменьшение налога на прибыль с 24 до 20%, отмена налога с продаж и отчислений в фонд поддержки сельхозпроизводителей), власти даже не скрывают, что планируемое увеличение ставки налога на добавленную стоимость направлено на сокращение импорта: надо же с отрицательным внешнеторговым балансом что-то делать! А его сальдо по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь уже достаточно давно достигло двух с половиной миллиардов долларов США (!) (величины, которую по самым пессимистичным прогнозам должны были получить только к концу года).

«Налоговая политика меняется с целью стимулирования экспорта и снижения импорта», — заявил агентству «Интерфакс-Запад» первый заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян. Учитывая действующий порядок уплаты косвенных налогов по принципу страны назначения, вынуждены согласиться, что такой значительный рост ставки НДС несомненно увеличит расходы импортеров. Данная экономическая мера дополнит уже имеющиеся ограничения на проведение авансовых платежей, введенные с конца прошлого года, и может окончательно «загнать в угол» субъектов хозяйствования, до сих пор не внявших «просьбам» различных высокопоставленных чиновников сократить объемы импорта до устраивающего власти размера.

К такому печальному выводу подталкивают и другие события, которые в прошедшем месяце не давали представителям бизнес-сообщества спокойно готовиться к летним отпускам. Но расскажем обо всем по порядку.

Не хотите по-хорошему — по-плохому хуже будет!

«Не хотите по-хорошему — по-плохому хуже будет!» — говорилось в старом армейском анекдоте. Похоже, именно этой фразой решили руководствоваться «наверху», и в середине мая отдельные банки вдруг перестали принимать заявки на приобретение иностранной валюты для проведения расчетов по импортным операциям. Однако, как всегда, для руководства страны оказалось полной неожиданностью, что уроки «новогоднего сюрприза от главного банка страны» жители Беларуси выучили хорошо, и теперь любые отклонения от привычного хода событий в валютной сфере воспринимаются совершенно однозначно — как верный признак скорого падения курса национальной валюты.

По стране сразу же (причем с чудовищной скоростью) стали распространяться слухи об очередной девальвации белорусского рубля, и чтобы не допустить паники, за которой неминуемо последовало бы досрочное снятие рублевых вкладов и массовая скупка валюты, руководству Национального банка Республики Беларусь пришлось долго и не очень убедительно объяснять субъектам хозяйствования и населению, что «на местах» просто неправильно поняли их указания. Они, мол, рекомендовали банкам всего лишь увеличить объем покупки валюты для клиентов на внебиржевом рынке, а те «по недомыслию» вообще стали возвращать заявки на ее приобретение без исполнения и какого-либо объяснения своих действий.

А несколькими днями раньше этих «странных» событий был принят Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования», предоставляющий беспрецедентные полномочия главному банку страны, которые позволяют ему:

1) определять размер обязательной продажи иностранной валюты для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Беларуси (в настоящее время действует норматив в размере 30% от поступившей валютной выручки);

2) устанавливать ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций.

При этом каких-либо ограничений самому Национальному банку ни по размерам обязательной продажи иностранной валюты, ни по «субъектному составу» участников этой весьма обременительной процедуры Президент Республики Беларусь не определил, что, в принципе, означает возможность установить «особо отличившимся» даже 100%-ый норматив продажи валюты (т.е. попросту — ее изъятие), а кого-то (естественно, самого достойного) вообще от данной «почетной» обязанности освободить.

Вы думаете, это преувеличение? А вот начальник управления информации Национального банка Анатолий Дроздов не исключает, что «для отдельных экспортеров, являющихся также активными импортерами, норматив обязательной продажи валюты может быть полностью отменен или не устанавливаться на отдельные валюты, например, на российские рубли». В то же время в Интернете можно найти и абсолютно противоположную информацию, согласно которой главным банком страны рассматривается возможность увеличения норматива обязательной продажи иностранной валюты с 30 до 50% от объема поступивших средств.

В любом случае особые полномочия уже получены, и начать использовать их Национальный банк может в любой удобный момент, ни с кем ничего не согласовывая.

Сюрпризы бывают и приятными

И вот в такой не самый удачный для импортеров период появляется еще один акт Главы государства — Декрет Президента Республики Беларусь от 29.05.2009 № 7 «О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 15» (далее — Декрет № 7), которым вносятся изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» (далее — Декрет № 15). Как ни странно это выглядит в создавшейся ситуации, данный законодательный акт устанавливает значительные послабления в списании расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, без которой, как известно, импортеры просто не могут существовать.

В соответствии с новой редакцией п. 1.4.2 Декрета № 15 связанные с покупкой иностранной валюты расходы в сумме разницы между курсом покупки и курсом Национального банка Республики Беларусь на момент покупки списываются коммерческими организациями в зависимости от назначения купленной иностранной валюты следующим образом:

на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) с одновременным включением в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, — для проведения расчетов за сырье, материалы, товары (работы, услуги);

на стоимость капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы до ввода (передачи) их в эксплуатацию или на стоимость самих основных средств и нематериальных активов после их ввода (передачи) в эксплуатацию — при осуществлении таких капитальных вложений;

— на внереализационные расходы, не учитываемые при налогообложении — для осуществления расчетов во всех остальных случаях.

Причем в отличие от ранее действовавшего порядкаосуществлять подобное списание образовавшихся курсовых разниц следует сразу же после проведения покупки иностранной валюты без их отнесения на расходы будущих периодов.

Для тех организаций, которые совсем не приобретают валюту или делают это достаточно редко, напомним, что ранее п. 1.4.2 Декрета № 15 был установлен совсем другой порядок списания указанных курсовых разниц. Коммерческие организации сначала должны были отнести эти суммы на расходы будущих периодов, а уже потом списать в зависимости от назначения купленной иностранной валюты.

При этом в случае приобретения иностранной валюты для расчетов за сырье, материалы, товары (работы, услуги) на себестоимость продукции (работ, услуг) относилась только часть образовавшихся курсовых разниц в пределах суммы, эквивалентной обязательной продаже иностранной валюты, произведенной этим покупателем в отчетном году. Оставшаяся часть курсовых разниц ежемесячно списывалась за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (т.е. не участвовала с исчислении налога на прибыль).

Если же иностранная валюта приобреталась для покупки основных средств и нематериальных активов либо для осуществления капитальных вложений в такие объекты, то после отнесения образовавшихся курсовых разниц на расходы будущих периодов их суммы до ввода этих активов в эксплуатацию списывались на стоимость капитальных вложений, а после ввода (передачи) — на стоимость основных средств и нематериальных активов, но только в конце отчетного квартала и (или) года. При проведении в конце отчетного года в установленном законодательством порядке переоценки незавершенного строительства, неустановленного оборудования и основных средств сумма курсовых разниц списывалась на уменьшение фонда переоценки статей баланса.

Порядок бухгалтерского учета рассматриваемых курсовых разниц был установлен Инструкцией по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.12.2007 № 199 (далее — Инструкция № 199). Для иллюстрации изменений, произошедших в порядке списания указанных курсовых разниц после принятия Декрета № 7, приведем условный пример.

 

Пример

ООО «Альфа» приобрело несколько видов иностранной валюты:

1) 10 000 долл. США с целью приобретения сырья для производства;

2) 5 000 евро для покупки основного средства (станка);

3) 40 000 рос. руб. для оплаты путевки для руководителя.

Курсы приобретения иностранных валют составили 2 830 руб. за 1 долл. США, 3 950 руб. за 1 евро и 92 руб. за 1 рос. руб. Официальные курсы Нацбанка на дату покупки иностранной валюты установлены в размере 2 800 руб. за 1 долл. США, 3 900 руб. за 1 евро и 90 руб. за 1 рос. руб. Обязательная продажа иностранной валюты в текущем году не производилась. Дата зачисления купленной иностранной валюты на валютный счет ООО «Альфа» и дата ее покупки совпадают.

В учете ООО «Альфа» необходимо было выполнить следующие записи.

1. Покупка иностранной валюты с целью приобретения товаров:

а) если покупка валюты осуществлялась до вступления в силу Декрета № 7:

ДЕБЕТ 57 (76)                                               КРЕДИТ 51

— 28 300 000 руб. (2 830 х 10 000) — перечислены деньги с расчетного счета для покупки долл. США с целью приобретения товаров;

ДЕБЕТ 52                                                    КРЕДИТ 57 (76)

— 28 000 000 руб. (2 800 х 10 000) — отражено зачисление долл. США на валютный счет по официальному курсу Нацбанка на дату покупки;

ДЕБЕТ 97-21 «По сырью, материалам, товарам, работам, услугам»                 КРЕДИТ 57 (76)

— 300 000 руб. ((2 830 – 2 800) х 10 000) — отражена разница между курсом покупки долл. США и официальным курсом Нацбанка на дату покупки (п. 16 Инструкции № 199);

ДЕБЕТ 92-2 «Внереализационные расходы»             КРЕДИТ 97-21 «По сырью, материалам, товарам, работам, услугам»

— 300 000 руб. — списаны связанные с покупкой долл. США расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль (п. 20.1 Инструкции № 199);

б) если покупка валюты осуществляется после вступления в силу Декрета № 7:

ДЕБЕТ 57 (76)                                               КРЕДИТ 51

— 28 300 000 руб. (2 830 х 10 000) — перечислены деньги с расчетного счета для покупки долл. США с целью приобретения товаров;

ДЕБЕТ 52                                                    КРЕДИТ 57 (76)

— 28 000 000 руб. (2 800 х 10 000) — отражено зачисление долл. США на валютный счет по официальному курсу Нацбанка на дату покупки;

ДЕБЕТ 20, 26, 44                                            КРЕДИТ 57 (76)

— 300 000 руб. ((2 830 – 2 800) х 10 000) — списаны на себестоимость продукции связанные с покупкой долл. США расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (новая редакция п. 1.4.2 Декрета № 15).

2. Покупка иностранной валюты с целью приобретения основного средства (станка):

а) если покупка валюты осуществлялась до вступления в силу Декрета № 7:

ДЕБЕТ 57 (76)                                               КРЕДИТ 51

— 19 750 000 руб. (3 950 х 5 000) — перечислены деньги с расчетного счета для покупки евро с целью приобретения станка;

ДЕБЕТ 52                                                    КРЕДИТ 57 (76)

— 19 500 000 руб. (3 900 х 5 000) — отражено зачисление евро по официальному курсу Нацбанка на дату покупки;

ДЕБЕТ 97-23 «По основным средствам»                   КРЕДИТ 57 (76)

— 250 000 руб. ((3 950 – 3 900) х 5 000) — отражена разница между курсом покупки евро и официальным курсом Нацбанка на дату покупки (п. 16 Инструкции № 199);

ДЕБЕТ 08                                                    КРЕДИТ 97-23 «По основным средствам»

— 250 000 руб. — разница между курсом покупки евро и официальным курсом Нацбанка на дату покупки включена в стоимость капитальных вложений в основные средства (п. 20.2 Инструкции № 199);

б) если покупка валюты осуществляется после вступления в силу Декрета № 7:

ДЕБЕТ 57 (76)                                               КРЕДИТ 51

— 19 750 000 руб. (3 950 х 5 000) — перечислены деньги с расчетного счета для покупки евро с целью приобретения станка;

ДЕБЕТ 52                                                    КРЕДИТ 57 (76)

— 19 500 000 руб. (3 900 х 5 000) — отражено зачисление евро по официальному курсу Нацбанка на дату покупки;

ДЕБЕТ 08                                                    КРЕДИТ 57 (76)

— 250 000 руб. ((3 950 – 3 900) х 5 000) — разница между курсом покупки евро и официальным курсом Нацбанка на дату покупки включена в стоимость капитальных вложений в основные средства (новая редакция п. 1.4.2 Декрета № 15).

3. Покупка иностранной валюты с целью оплаты путевки для руководителя:

а) если покупка валюты осуществлялась до вступления в силу Декрета № 7:

ДЕБЕТ 57 (76)                                               КРЕДИТ 51

— 3 680 000 руб. (92 х 40 000) — перечислены деньги с расчетного счета для покупки рос. руб. с целью приобретения путевки;

ДЕБЕТ 52                                                    КРЕДИТ 57 (76)

— 3 600 000 руб. (90 х 40 000) — отражено зачисление рос. руб. на валютный счет по официальному курсу Нацбанка на дату покупки;

ДЕБЕТ 97-25 «Прочие»                                     КРЕДИТ 57 (76)

— 80 000 руб. ((92 – 90) х 40 000) — отражена разница между курсом покупки рос. руб. и официальным курсом Нацбанка на дату покупки (п. 16 Инструкции № 199);

ДЕБЕТ 92-2 «Внереализационные расходы»             КРЕДИТ 97-25 «Прочие»

— 80 000 руб. — списаны связанные с покупкой рос. руб. расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль (п. 20.3 Инструкции № 199);

б) если покупка валюты осуществляется после вступления в силу Декрета № 7:

ДЕБЕТ 57 (76)                                               КРЕДИТ 51

— 3 680 000 руб. (92 х 40 000) — перечислены деньги с расчетного счета для покупки рос. руб. с целью приобретения путевки;

ДЕБЕТ 52                                                    КРЕДИТ 57 (76)

— 3 600 000 руб. (90 х 40 000) — отражено зачисление рос. руб. на валютный счет по официальному курсу Нацбанка на дату покупки;

ДЕБЕТ 92-2 «Внереализационные расходы»             КРЕДИТ 57 (76)

— 80 000 руб. ((92 – 90) х 40 000) — разница между курсом покупки рос. руб. и официальным курсом Нацбанка на дату покупки отнесена на внереализационные расходы, не учитываемые при налогообложении (новая редакция п. 1.4.2 Декрета № 15).

Что дальше?

Этот вопрос обязательно возникнет, потому что Инструкция № 199 в части, урегулированной Декретом № 7, явным образом ему противоречит. А ведь сегодня действует еще и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2000 № 1897 «Об особенностях отнесения коммерческими организациями на финансовые результаты курсовых разниц, учтенных в расходах и доходах будущих периодов» (далее — Постановление № 1897), которое основано именно на том факте, что рассмотренные нами курсовые разницы сначала учитываются в составе расходов будущих периодов, а уже потом списываются в зависимости от назначения купленной иностранной валюты.

Никаких указаний по приведению данных документов в соответствие с Декретом № 7 ни Совет Министров, ни Министерство финансов Республики Беларусь не получили. Причем очень возможно, что для последних его принятие тоже оказалось определенным сюрпризом. В любом случае наши постоянные читатели прекрасно знают, чем им нужно руководствоваться в своей работе. В нашей стране декреты и указы Президента Республики Беларусь сильнее даже законов, не говоря уже о правительственных постановлениях или ведомственных нормативных актах. Поэтому нужно начинать применять положения Декрета № 7 уже в текущем месяце, не дожидаясь внесения каких-либо изменений в Постановление № 1897 и Инструкцию № 199.

Вместо заключения

Несмотря на ту положительную оценку, которую Декрет № 7 должен получить со стороны всех, кто вынужден приобретать значительные суммы иностранной валюты для осуществления своей деятельности или расчетов с контрагентами, не можем не отметить, что совсем не интересы «настоящих» импортеров он защищает. И не об их становящемся все более жалким положении думал Глава государства, подписывая Декрет № 7. Как известно, практически все бюджетообразующие промышленные предприятия — экспортеры вынуждены приобретать сырье и комплектующие за пределами Республики Беларусь, выступая при этом в роли крупных импортеров. И не будь с их стороны серьезного давления на руководство страны, нам бы еще не скоро удалось познакомиться с подобным документом…

Декрет № 7 вступил в силу со 2 июня 2009 г.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР