Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 09/2009

••• Либерализация или усиление государственного регулирования?

 

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»

«Государство никоим образом не устраняется от контроля над ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен», — заявил недавно заместитель министра экономики Республики Беларусь Владимир Адашкевич. И лучшим доказательством его слов может служить только что принятое и широко «разрекламированное» постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.03.2009 № 60* (далее — Постановление № 60), которым были внесены очередные изменения и дополнения в Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 (далее — Инструкция).

В очередной раз вынуждены констатировать: «ценовая» революция не состоялась, а имела место всего лишь некоторая «шлифовка» существующего механизма, к тому же сопровождающаяся отступлением от принципов свободного ценообразования по отдельным направлениям. Остановимся на наиболее важных нововведениях Постановления № 60.

Ранее стоимость материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры, используемых при оказании услуг, включалась в тарифы на услуги или дополнительно оплачивалась по ценам приобретения с включением расходов по их приобретению (п. 9 Инструкции). Согласно новой редакции этой нормы стоимость материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры, используемых при оказании услуг (выполнении работ) населению и таких же услуг (работ) субъектам предпринимательской деятельности, включается в тарифы на услуги (работы) или дополнительно оплачивается по ценам приобретения с включением расходов по их приобретению. Другими словами, к услугам добавлены работы и установлено, что данный порядок применяется в том числе и при оказании услуг (выполнении работ) субъектам предпринимательской деятельности.

При этом Постановлением № 60 определено, что стоимость материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры иностранного происхождения, закупленных по договорам с нерезидентами Республики Беларусь, включается в тарифы или дополнительно оплачивается по ценам, определяемым в соответствии с п. 12 Инструкции. В свою очередь, п. 12 Инструкции установлено, что отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности для по­следующей реализации на территории Республики Беларусь, формируются путем добавления оптовой надбавки в размере не более 30% (т.е. ограничиваются!) к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, по страхованию, процентов по кредитам, за исключением товаров, входящих в перечень, являющийся приложением 1 к Инструкции, отпускные цены на которые формируются с учетом конъюнктуры рынка (далее — Перечень).

Если учесть тот факт, что ранее цены на вышеуказанные материалы, запасные части, узлы, агрегаты, фурнитуру иностранного происхождения, закупленные по договорам с нерезидентами Республики Беларусь, определялись с учетом конъюнктуры рынка (т.е. свободно), то получается весьма показательная «либерализация» в области ценообразования.

В том же п. 9 Инструкции уточнено, что при формировании вышеуказанных тарифов на услуги (работы) рентабельность теперь будет исчисляться как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры), если иное не установлено законодательством (а не как отношение прибыли к затратам выполняемых работ, оказываемых услуг).

Пунктом 19 Инструкции установлено, что оптовые скидки предоставляются торговым организациям, осуществляющим оптовую торговлю, в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам, утвержденным организациями-изготовителями или импортерами и помещенным в прейскурант, без взимания оптовой надбавки. Постановлением № 60 в данную норму включено положение, согласно которому оптовая скидка, представленная организацией-изготовителем для реализации изготовленного ею товара, может делиться между торговыми организациями, если они являются дочерними унитарными предприятиями организации-изготовителя или более 50% акций (доли в уставном фонде) которых принадлежат организации-изготовителю.

Пункт 23 Инструкции, устанавливающий, что оптовая надбавка торговой организации при поставке товаров на территории Республики Беларусь транзитом к отпускной цене организации-изготовителя или импортера не должна превышать 5%, дополнен указанием на то, что от количества участ­вующих посредников данное ограничение не зависит.

Ранее п. 50 Инструкции было определено, что субъекты предпринимательской деятельности имеют право реализовывать остатки ранее произведенных товаров или приобретенных товаров иностранного происхождения по ценам, утвержденным на момент продажи. Теперь иностранные товары из этой нормы исключены. Еще один явный признак «либерализации» цен.

До вступления в силу Постановления № 60 было установлено, что при предоставлении субъектам предпринимательской деятельности скидок, а также по разовым (индивидуальным) заказам и иным сделкам цены и тарифы согласовываются с покупателями в протоколе согласования цен (тарифов), рекомендуемая форма которого приведена в приложении 3, и (или) договорах на поставку продукции, оказание услуг, проведение работ (кроме платных услуг населению). Теперь тот же порядок будет действовать и при поставках в рамках производственной кооперации.

Последнее изменение, заслуживающее внимания, связано с расширением Перечня. Отметим, что оно на самом деле произошло, но добавленные позиции занимают в общем объеме товарооборота весьма незначительное место. Постановлением № 60 в Перечень дополнительно включены: замочно-скобяные изделия; кистещеточные изделия; семена овощных культур и корнеплодов, газонных трав, семена, луковицы и саженцы цветов, лук-севок, чеснок; товары зоомагазинов (рыбы, птицы, животные); фурнитура мебельная; электроосветительная арматура; электроустановочные изделия.

Вместо «средств по уходу за животными и растениями» в Перечне теперь будут фигурировать «средства и товары по уходу и содержанию домашних животных; готовые корма для домашних животных, кроме кормов для сельскохозяйственных животных», а «средства для выращивания растений (торф, грунты, биогумус, оксидат торфа)» сменит более «общая» позиция «средства по уходу и выращиванию растений».

Кроме того, «овощи, картофель, плоды и ягоды замороженные» заменены на «замороженные продукты: фрукты, овощи, картофель» (замороженные ягоды при этом из Перечня исчезли).

В то же время из Перечня исключены крупы (рис, гречка, пшено), а также заменители сахара для больных сахарным диабетом, цены на которые теперь будут формироваться в общем порядке. Учитывая структуру потребления среднестатистической белорусской семьи, можно с уверенностью говорить не об увеличении доли, занимаемой товарами, цены на которые формируются свободно, а об ее уменьшении. Хотя, может быть, в условиях кризиса это не так и плохо?

Постановление № 60 вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования (на момент подготовки данного материала опубликовано не было).

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР