Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 07/2009

Основные положения по составу затрат: новая редакция через одиннадцать лет

 

Александр МАРКОВ, экономист

 

(Окончание. Начало в № 5 за 2009 год)

В позапрошлом номере мы начали анализ изменений, которые произо­шли в порядке отнесения различных видов затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) (далее — себестоимость) в связи со вступлением в силу с 26 января 2009 г. новой редакции Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151 (далее — Основные положения-2009 или новая редакция).С той же даты действовавшие ранее Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные совместным письмом Министерства экономики от 26.01.1998 № 19-12/397, Министерства статистики и анализа от 30.01.1998 № 01-21/8, Министерст­ва финансов от 30.01.1998 № 3 и Министерства труда Республики Беларусь от 30.01.1998 № 03-02-07/300 (далее — Основные положения-1998 или старая редакция), признаны утратившими силу.

Завершалась предыдущая часть статьи обсуждением отнесения на себе­стоимость в качестве затрат, связанных с управлением производством, расходов на оплату консультационных и информационных услуг. Продолжим рассмотрение темы.

Затраты, связанные с управлением производством

В соответствии с п. 3.13.6 Основных положений-2009 в себестоимость включаются затраты в размере оплаты аудиторских услуг по проведению обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ранее согласно п. 2.2.10.6 Основных положений-1998 на себе­стоимость относились затраты на проведение обязательной аудиторской проверки в соответствии с законодательством. Другими словами, можно сказать, что пользователи «обязательных» аудиторских услуг понесут определенные потери в результате внесенных изменений, ведь кроме аудитор­ских проверок достоверности годовой бухгалтерской отчетности аудиторы оказывали организациям немало других видов услуг, в том числе и обеспечивающих выполнение требований законодательства.

В частности, организации потеряли право на учет в составе себестоимости затрат на получение аудиторского заключения:

— о фактическом формировании уставного фонда коммерческих иностранных организаций;

— о нахождении в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) претендентов на получение статуса «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 100 000 базовых величин или справки об их финансовом состоянии;

— о составе и стоимости передаваемых в ипотеку предприятий как имущественных комплексов;

— о финансовом состоянии инвесторов при подготовке ими проектов инвестиционных договоров в соответствии с Положением о порядке рассмотрения Правительством Республики Беларусь проектов инвестиционных договоров с Республикой Беларусь и особенностях их заключения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 № 444 (последнее выглядит особо «своевременным» с учетом планов государства по привлечению инвестиций в экономику нашей страны) и т.д.

Данное нововведение выглядит по меньшей мере неожиданным, поскольку согласно п. 4-2.12 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» при исчислении налога на прибыль в затраты включается оплата по сформированным в соответствии с законодательством тарифам обязательного аудита (т.е. любого аудита, осуществляемого в соответствии с требованиями правовых актов) и аудита, проводимого в соответствии с международными стандартами бухгалтерской (финансовой) отчетности. Другими словами, налоговое законодательство совершенно неожиданно оказалось либеральнее бухгалтерского в данном вопросе.

В то же время в себестоимость теперь можно включать не только затраты на проведение аудита организациями, осуществляющими ведомственный контроль (п. 3.13.7 Основных положений-2009), но и отчисления на финансирование таких организаций (п. 3.13.3 этого нормативного акта), производимые в соответствии с законодательством. Нелишним будет напомнить, что подобные отчисления в размере не более 0,1% от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), установлены п. 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.05.2000 № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь». Они должны производиться юридическими лицами государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности, подчиненными министерст­вам, иным республиканским органам государственного управления или входящими в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, при которых созданы организации, осуществляющие ведомственный контроль.

Подпунктом 2.2.10.7 старой редакции было установлено, что на себестоимость относилась стоимость израсходованных проб и образцов продукции для установления ее соответствия требованиям стандартов, строительных норм в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации, а также затраты на проведение испытаний (анализов, измерений) органами стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Согласно п. 3.13.8 Основных положений-2009 в себестоимость можно включать затраты в размере стоимости израсходованных проб и образцов продукции для установления ее соответствия требованиям любых технических нормативных правовых актов в соответствии с законодательством, в том числе использованных в процессе проведения сертификационных испытаний на территории иностранных государств.

Дополнительно разрешено относить на себестоимость затраты на оплату работ по аккредитации и подтверждению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (п. 3.13.10 Основных положений-2009). В то же время действовавший ранее п. 2.2.10.5 старой редакции, согласно которому в затраты включалась оплата работ по сертификации продукции, товаров, работ, услуг, в действовавшем нормативном акте отсутствует.

С 26 января 2009 г. к включаемым в себестоимость затратам на оплату услуг связи (п. 3.13.11 новой редакции), кроме «традиционных» расходов на почтовые, телефонные и телеграфные услуги, услуги факсимильной и спутниковой связи, Интернет и электронную почту, добавлены затраты на оплату роуминга (правда, без уточнения особенностей их признания в себестоимости).

Соответствие Основных положений-2009 требованиям прогресса можно увидеть и в отнесении на себестоимость затрат на оплату за регистрацию доменного имени в домене BY, организационно-техническую поддержку функционирования домена, создание и обновление web-сайта. К последним, в принципе, можно отнести любые работы, связанные с сайтом: от планирования его структуры, дизайна и разработки необходимого программного обеспечения по его «сопровождению» до подготовки и загрузки различной информации. Поскольку цели создания сайтов в комментируемом документе никак не оговариваются (возможно, его разработчики считали, что заниматься таким сложным делом для собственного удовольствия никто не будет), то пока списывать на затраты можно расходы на создание и обновление любых web-сайтов.

В перечень затрат, связанных с управлением организацией или отдельными ее подразделениями, согласно п. 3.13.14 Основных положений-2009, кроме оплаты услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, включены расходы на подстрочный перевод первичных учетных документов, составленных на иных языках (кроме русского и белорусского), на русский или белорусский язык и на разработку бизнес-планов развития, оказываемых организациям иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Правда, относить их на себестоимость разрешено только в тех случаях, когда в структуре управления и (или) штате организации не предусмотрены соответствующие подразделения или в должност­ные обязанности работника организации не включено выполнение названных работ. В соответствии с п. 2.2.10.9 Основных положений-1998 подобное отнесение на затраты было возможно, если штатным расписанием организации не предусматривались те или иные функциональные службы.

К сожалению, в данной норме, как и прежде, не учитывается достаточно часто встречающаяся ситуация, когда соответствующее подразделение (работник с необходимыми должностными обязанностями) в организации имеется, но с какой-либо конкретной работой оно не в состоянии справиться (переводчик есть, но нужного языка он не знает, или бизнес-план развития просто «не по зубам» штатному экономисту).

Еще одно послабление существовавших ранее ограничений можно обнаружить в п. 3.13.15 Основных положений-2009, допускающем включение в себестоимость любых затрат на представительские цели, а также затрат по организации проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, совещаний (состав таких затрат и цель проведения перечисленных мероприятий не уточняется, а значит, может быть, в принципе, любым). Раньше в данном вопросе у нас присутствовало настоящее «преклонение перед заграницей»: на себестоимость разрешалось относить только представительские расходы, связанные с приемом и обслуживанием иностранных делегаций и отдельных лиц, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Собрания, конференции и тому подобные «посиделки» разработчики старой редакции, похоже, вообще считали пустой тратой времени, не заслуживающей упоминания в составе затрат.

И последнее изменение, на котором следует остановиться в данном разделе. Отдельного упоминания в числе включаемых в себестоимость затрат на содержание зданий, помещений и сооружений удостоились расходы на содержание объектов внешнего благоустройства. При этом согласно п. 5.1 Основных положений-2009, как и прежде, не подлежат отнесению на себестоимость затраты на выполнение самой организацией или оплату работ (услуг), не связанных с производством продукции, в том числе работ по благоустройству территорий. В то же время в отличие от п. 2.4.1 старой редакции данный запрет не распространяется на благоустройство территорий, находящихся в собственности, пользовании или аренде организации.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР