Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 02/2009

Порядок формирования и применения цен

 

КИНЦАК Игорь, заместитель директора по аудиту СООО «Правильная компания»

 

Ситуация 1. Предприятию, применяющему упрощенную систему налогообложения (УСН), не нужно производить регистрацию цен на новую продукцию:

А) если оно ведет книгу учета доходов и расходов;

Б) если оно ведет бухгалтерский учет в общеустановленном порядке;

В) ни один из вариантов не верен, так как предприятия, применяющие УСН, независимо от того, ведут они книгу учета доходов и расходов или бухгалтерский учет в общеустановленном порядке, обязаны регистрировать цены на новые товары (работы, услуги).

 

Ситуация 2. Комиссионер (оптовое предприятие) вправе реализовать товар, полученный от комитента-изготовителя, с оптовой надбавкой:

А) нет;

Б) да, но ее размер не должен превышать 20%(за исключением товаров согласно приложению 1 к Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 (далее — Инструкция № 183), на которые оптовые надбавки определяются с учетом конъюнктуры рынка);

В) да и с любой надбавкой, даже если товар не включен вприложение 1 к Инструкции № 183.

 

Ответы

 

Ситуация 1. Правильный вариант ответа — А.

Комментарий. Согласно ч. 3 п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 285) юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — ИП) при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами. Эти требования не распространяются:

— на юридических лиц, применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций, и ИП, применяющих УСН, а также на крестьянские (фермерские) хозяйства;

— на ИП, уплачивающих единый налог c индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) или применяющих УСН;

— на юридических лиц и ИП при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее — биржевые торги).

Таким образом, предприятия, применяющие УСН и ведущие учет в книге учета доходов и расходов, не обязаны обосновывать цены на товары (работы, услуги) соответствующими экономическими расчетами.

Однако в ч. 4 п. 1.4 Указа № 285 определено, что отпускные цены (тарифы) на новые товары (работы, услуги) подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. При этом исключений относительно регистрации цен (тарифов) для предприятий, применяющих УСН, в Указе № 285 не содержится.

Во исполнение Указа № 285 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 № 944 был утвержден Порядок регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) (далее — Порядок № 944), который распространяется на все юридические лица и ИП Республики Беларусь, кроме:

юридических лиц, применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН (за исключением оказывающих платные медицинские услуги), а также крестьянских (фермерских) хозяйств;

— ИП, уплачивающих единый налог или применяющих УСН (за исключением оказывающих платные медицинские услуги);

— юридических лиц и ИП при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах;

— коммерческих организаций (в том числе с иностранными инвестициями) при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Беларуси по производству товаров (работ, услуг) собственного производства и их реализации (за исключением социально значимых товаров по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь) в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)».

Иными словами, Правительство, руководствуясь Указом № 285, разработало Порядок № 944, указав при этом, что он не распространяется на юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов. Следовательно, можно вести речь о том, что порядок регистрации цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги) для юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов, Советом Министров не утвержден. А раз так, то и цены такие лица не могут зарегистрировать, поскольку порядок их регистрации не установлен.

Таким образом, предприятие, применяющее УСН и ведущее учет в книге учета доходов и расходов, не должно производить регистрацию цен на новую продукцию. При ведении же бухгалтерского учета в общеустановленном порядке такому предприятию необходимо произвести регистрацию цены в соответствии с Порядком № 944. Поэтому правильным в данном случае является только вариант А.

 

Ситуация 2. Правильный вариант ответа (по мнению автора) — Б.

Комментарий. До 14 сентября 2008 г. в отношении продажи комиссионерами товаров, переданных им предприятиями-изготовителями как комитентами, применялся п. 2.5 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (далее — Положение № 43). Согласно ему продажа комиссионерами товаров, переданных им предприятиями-изготовителями как комитентами, осуществлялась по утвержденным данными предприятиями-изготовителями ценам без права взимания оптовой или торговой надбавки.

В Инструкции № 183 подобная норма не предусмотрена.

Согласно ст. 882 Гражданского Кодекса Республики Беларусь принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. В случае когда комиссионер совершил сделку на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Пунктом 21 Инструкции № 183 установлено, что торговые организации, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства, взимают оптовую надбавку к отпускным ценам, сформированным в соответствии с данным нормативным актом, в размере не более 20%, независимо от количества участвующих торговых организаций, за исключением товаров, входящих в приложение 1 к Инструкции № 183, на которые оптовые надбавки определяются с учетом конъюнктуры рынка, если законодательством не установлено иное.

В п. 3 Инструкции № 183 дано определение применяемых терминов. Так, торговая организация — это субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий один или несколько видов торговли товарами, им не произведенными. Оптовая надбавка — это надбавка, взимаемая субъектом предпринимательской деятельности, при осуществлении оптовой торговли товаром, им не произведенным.

Виды торговли определены в ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» (далее — Закон о торговле). К ним относятся: оптовая торговля; розничная торговля; общественное питание (торгово-производственная деятельность). При этом под оптовой торговлей понимается вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Согласно ст. 11 Закона о торговле комиссионная торговля является одной из форм осуществления торговли и включает в себя оптовую и розничную торговлю, осуществляемую на основании заключенных договоров комиссии.

Таким образом, по нашему мнению, комиссионер вправе реализовать товар, полученный от комитента-изготовителя, с оптовой надбавкой, но с учетом ее ограничений, установленных законодательством, а значит, правильным является вариант «Б».

Однако специалисты Министерства экономики Республики Беларусь имеют по данному вопросу иное мнение. В частности, в п. 2 письма Министерства экономики Республики Беларусь от 29.09.2008 № 12-01-09/5500 «Об отдельных вопросах применения постановления Министерства экономики от 10 сентября 2008 г. № 183» указано, что «Инструкция № 183 не содержит особенностей для формирования и применения цен (тарифов) комитентами и комиссионерами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг на территории Республики Беларусь. Следовательно, комитенты формируют цены в соответствии с данной Инструкцией, а комиссионеры реализуют полученные товары по ценам и на условиях, определяемых комитентом.

Комитенты-нерезиденты, передающие товары комиссионерам-импортерам, определяют комиссионерам-импортерам цены (тарифы) в соответствии с законодательством страны, резидентами которой они являются (выделено авт. — Прим. ред.)».

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР