Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 01/2009

••• Нет — проверкам! Хотя бы на полгода…

 

Александр ГАНАГО, главный редактор журнала «Налоговый вестник»

Не должно быть излишнего административного
давления на экономику, необходимо
дать возможность людям спокойно работать.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко

 

Похоже, многочисленные проверки, проводимые всевозможными контролирующими органами, «достали» не только субъектов хозяйствования, но и руководство нашей страны. Глава государства не раз со свойственной ему энергией «пропесочивал» бюрократов и контролеров, но ситуация практически не менялась. Наконец, терпение лопнуло…

«Надо прекратить бюрократическое издевательство над экономикой, — заявил Александр Лукашенко в интервью руководителям ведущих белорусских средств массовой информации. — Не должно быть засилья бюрократии в данный период, когда кругом полыхает финансово-экономический кризис». А чтобы и на этот раз его слова не «ушли в песок», на следующее утро Глава государства подписал Указ Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 689), оказавшийся «громом среди ясного неба» для многочисленного племени контролеров и ревизоров, неожиданно оказавшихся без привычной, и, не будем этого скрывать, любимой многими работы.

Для предпринимательского сообщества лучшего новогоднего подарка (причем говорим это безо всякой иронии), чем принятие Указа № 689, и быть не могло. Трудно поверить, но за небольшими исключениями, о которых мы расскажем ниже, проверки в нашей стране просто-напросто ЗАПРЕЩАЮТСЯ как минимум на 6 месяцев. Именно такой срок Глава государства дал Совету Министров, Комитету государственного контроля и Администрации Президента для подготовки нового Указа Президента Республики Беларусь, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь.

И пусть в п. 1 Указа № 689 употребляется не термин «запретить», а гораздо более многозначительное слово «приостановить» (мол, это всего лишь передышка, после которой все может начаться сначала), мы искренне верим, что и полугодовой перерыв в проведении всевозможных проверок и ревизий явно пойдет нашей экономике на пользу, и новый законодательный акт будет гораздо более мягким. В качестве оправдания нашему оптимизму приведем слова заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Натальи Петкевич, которая заявила буквально следующее: «Президент дал жесткое указание о том, что в будущем проверки должны быть минимизированы, а в ряде случаев — вообще исключены». 

Если же обратиться к самому Указу № 689, то согласно п. 1 этого законодательного акта с даты его вступления в силу приостановлено проведение контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу вышеупомянутого Указа Президента Республики Беларусь, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь.

Конечно, объявлять полную «амнистию» явным нарушителям законодательства и тем более преступникам (т.е. тем субъектам хозяйствования, в отношении которых, как говорится, «процесс уже пошел») не стали. Как не стали лишать права в проведении проверок и ревизий высшие органы власти в стране. Остались за рамками действия Указа № 689 и некоторые достаточно специфические случаи, например, когда проведение проверок отвечает интересам самого субъекта хозяйствования или граждан. В результате действие комментируемого законодательного акта не распространяется на проведение проверок (ревизий):

— проводимых по поручению Президента или Президиума Совета Министров Республики Беларусь;

— юридического лица (индивидуального предпринимателя) по его заявлению (наверное, и такие случаи встречаются в нашей многообразной экономической жизни, например, когда что-нибудь не поделили между собой учредители хозяйственного общества);

— ОАО «Беларусбанк» в соответствии с п. 3.4 Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений». Согласно данной норме «Беларусбанк» имеет право проводить контрольные обмеры объемов выполненных строительно-монтажных работ при строительстве (реконструкции) жилых помещений с использованием льготных кредитов.

Что касается проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые и вызывали все последние годы искреннее возмущение бизнес-сообщества, то под действие Указа № 689 не подпадают следующие проверки и ревизии:

— по возбужденным (в том числе до вступления Указа № 689 в силу) уголовным делам или начатым административным процессам, назначаемых в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь или Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;

— при наличии достоверных данных о совершаемом, совершенном преступлении или административном правонарушении. Однако такие проверки и ревизии могут проводиться исключительно по поручению руководителей (их заместителей) органов дознания, следователя, прокурора, Министра по налогам и сборам и его заместителей, руководителей (лиц, исполняющих их обязанности) инспекций Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, председателей (лиц, исполняющих их обязанности) комитетов государственного контроля областей, Председателя Государственного таможенного комитета и его заместителей в пределах их компетенции;

— в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя.

Понятно, что никакая борьба с бюрократизацией не должна подвергать опасности жизнь и здоровье людей. В связи с этим Указ № 689 разрешает продолжать проводить проверки (не связанные с проверками (ревизиями) финансово-хозяйственной деятельности) при осуществлении контроля и надзора:

— на опасных производственных объектах, перечисленных в приложении 1 к Закону Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (к ним относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаются опасные вещества, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы или оборудование, работающее под высоким давлением либо при высокой температуре, и т.п.);

— на объектах при проведении государственного санитарного надзора;

— на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта при осуществлении государственного строительного надзора;

— на объектах за обеспечением безопасности людей.

Кроме того, Указом № 689 установлено, что три последних вида проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (санитарного надзора, госстройнадзора, на объектах за обеспечением безопасности людей) может осуществляться одним и тем же уполномоченным государственным органом (уполномоченной организацией) не ранее чем через год со дня проведения последней проверки того же юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая проверки, проведенные до вступления в силу данного законодательного акта. Исключение составляют случаи, когда имеются достоверные сведения о совершаемом или совершенном преступлении (административном правонарушении). В подобной ситуации проверки могут проводиться по поручению руководителей (лиц, исполняющих их обязанности) государственных органов, уполномоченных на осуществление контроля, надзора в соответствующих сферах деятельности.

Не касаются нормы Указа № 689 и проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемых входящими в состав банковского холдинга[1], проводимых Национальным банком при осуществлении надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе.

И последняя приятная «новость» от Указа № 689: если вам не повезло, и проверка у вас началась до его вступления в силу, то ее должны были завершить до 2 января 2009 г. Не успели закончить к этой дате — можете смело оспаривать ее результаты, потому что вас проверяли нарушители законодательства.

Указ № 689 вступил в силу со дня его подписания, т.е. с 19 декабря 2008 г. Пользуйтесь уникальной возможностью — работайте спокойно!


[1] Банковский холдинг — это совокупность банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций и иных юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями, где одно из юридических лиц оказывает прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР