Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 24/2008

Торопиться-то не надо, или Еще раз об исчислении среднего заработка

 

СКОРОХОД Антон, экономист

 

Не успели наши читатели как следует разобраться со вступившим в силу с 16 октября 2008 г. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.09.2008 № 134 (далее — Постановление № 134), которым были внесены изменения в Инструкцию о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденную постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее — Инструкция), как потребовалась ее очередная «корректировка».

По словам специалистов «трудового» ведомства, принятие постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.11.2008 № 162 (далее — Постановление № 162) вызвано необходимостью приведения норм Инструкции в соответствие с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон о государственной службе) и уточнения отдельных положений данного нормативного акта, возникших при его практическом применении. Насчет проблем, возникающих на практике, спорить не будем — их, как обычно, хватает. А вот упоминание Закона о государственной службе выглядит определенным лукавством и попыткой оправдать собственные недоработки: изменения в данный законодательный акт были опубликованы еще 4 августа 2008 г., т.е. за полтора месяца до принятия Постановления № 134. Другими словами, времени, чтобы их учесть в собственном «детище», было более чем достаточно.

Скорее всего, разработчики Постановления № 134 либо очень спешили уйти в отпуск, либо еще не вошли в рабочий ритм после возвращения из него. На будущее хотелось бы посоветовать им не торопиться при подготовке таких важных документов, затрагивающих интересы всей страны: спешка, как известно, нужна совсем в другом процессе.

Что касается самих изменений, внесенных в Инструкцию, то их не так много, как в прошлый раз.

1. По всему тексту Инструкции термин «государственные служащие» заменен на «работники государственных органов». При этом под работниками государственных органов понимаются работники (в том числе государственные служащие) государственных органов, а также государственных учреждений и иных государственных организаций, обеспечивающих деятельность Президента и государственных органов. Другими словами, внесенное в Инструкцию понятие гораздо шире ранее использованного и включает в себя всех работников государственных органов и учреждений, а также указанных «обеспечивающих» государственных организаций, а не только тех из них, кто имеет почетный статус госслужащего.

Данное изменение имеет важное значение для перечисленных работников, потому что, как известно, им(в отличие от «простых смертных») при расчете среднего заработка учитывается пособие на оздоровление.

2. В соответствии с новой редакцией п. 17 Инструкции премии, авторские (постановочные) вознаграждения, обусловленные системами оплаты труда в организациях, суммы индексации заработной платы в связи с повышением цен на товары и услуги, вознаграждения по результатам годовой работы, за выслугу лет, единовременное пособие на оздоровление, выплачиваемое работникам государственных органов, и другие единовременные выплаты по результатам работы за год должны включаться в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету (ранее здесь было упоминание и о расчетной ведомости, которое теперь отсутствует). Аналогичное «изъятие» произведено и из п. 28 Инструкции, которым регламентируется порядок включения премий, вознаграждений и других поощрительных выплат при исчислении среднего заработка.

3. Согласно новой редакции ч. 2 п. 2 ст. 107 Трудового кодекса Республики Беларусь, действующей с 26 января 2008 г., из заработной платы работника по распоряжению нанимателя могут производиться удержания для погашения его задолженности за неотработанные им дни отпуска при увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск. В то же время порядок расчета подобных удержаний ранее установлен не был. В связи с этим Инструкция дополнена п. 18-1, в соответствии с которым при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он получил трудовой отпуск, удержание из заработной платы за неотработанные дни отпуска производится из расчета среднедневного заработка, исчисленного при уходе в отпуск.

4. В ч. 2 п. 28 Инструкции, как и прежде, говорится о том, что выплаты, производимые за год в целом (за полугодие, за 3 месяца), учитываются в составе среднемесячного заработка каждого месяца в размере соответственно 1/12, 1/6 или 1/3 общей суммы. В то же время Постановлением № 162 уточнено, что для расчета среднего заработка принимается последняя произведенная выплата.

5. И опять приходится возвращаться к принятому в некоторой спешке Постановлению № 134, которым в числе прочих был изменен и п. 35 Инструкции, регламентировавший ранее исчисление поправочных коэффициентов в случае, когда в периоде, который принят для исчисления среднего заработка, работник имел различную квалификацию или работал на различных должностях. Порядок такой регламентации по какой-то причине просто исключили из Инструкции, оставив в нем своеобразную «дыру»: упомянутый случай вообще оказался вне сферы правового регулирования.

Поскольку упомянутый п. 35 уже был «занят» другой нормой, разработчикам Постановления № 162 пришлось срочно дополнять Инструкцию новым п. 33-1, согласно которому в случае, когда в периоде, который принят для исчисления среднего заработка, работник имел различную квалификацию, работал на различных должностях, или изменилась система оплаты труда, исчисление поправочных коэффициентов производится пропорционально отработанному времени по каждой квалификации (должности), до и после изменения системы оплаты труда. Однако на самом деле это не новая норма, а «хорошо забытая старая»: аналогичным образом в указанном случае производился расчет поправочных коэффициентов до вступления в силу Постановления № 134.

 

Пример 1

В организации установлено две тарифные ставки первого разряда для оплаты труда работников основного производства и для оплаты труда остальных работников, которые по состоянию на 1 декабря 2008 г. имели следующие размеры: для работников основного производства — 150 тыс. руб., а для остальных работников — 140 тыс. руб.

В течение 2007 и 2008 годов данные тарифные ставки первого разряда три раза увеличивались и составляли соответственно:

— с 1 апреля 2007 г. — 120 и 110 тыс. руб.;

— с 1 января 2008 г. — 130 и 120 тыс. руб.;

— с 1 ноября 2008 г. — 150 и 140 тыс. руб.

Предположим, что работник сначала занимал должность мастера в одном из цехов основного производства, а с 1 августа 2008 г. в связи с получением дополнительного образования был переведен на должность экономиста планово-экономического отдела. В декабре 2008 г. он уходит в отпуск, и для расчета среднего заработка, сохраняемого за время его отпуска, принимается период с декабря 2007 г. по ноябрь 2008 г.

В соответствии с п. 33-1 Инструкции поправочные коэффициенты для корректировки среднего заработка в данном случае рассчитываются следующим образом:

— в ноябре — декабре 2007 г. — 1,250 (150 / 120);

— в январе — июле 2008 г. — 1,154 (150 / 130);

— в августе — октябре 2008 г. — 1,1167 (140 / 120);

— в ноябре 2008 г. — 1,000 (140 / 140).

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
********************************** -->  
искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР