Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 21/2008

Особенности бухгалтерского учета налогового кредита

 

ПАВЛЮК Григорий, экономист

 

Ваше предприятие попало в сложную ситуацию. Денег нет и в ближайшее время не предвидится: дебиторы не платят, а сырье, в которое вложено «все, что нажито непосильным трудом», еще не превратилось в долгожданный товар. Между тем время летит, и не за горами день расплаты с «дорогим сердцу каждого бухгалтера» бюджетом. Рассчитаться с ним надо обязательно вовремя, иначе… Сами знаете, что будет за «иначе». Производство лихорадит, сон пропал, а директор упрямо и очень настойчиво задает одни и те же вопросы: где взять деньги?

Уважаемый главный бухгалтер, попытайтесь помочь своему руководителю, напомнив ему о том, что Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 (по состоянию на 30.06.2008) (далее — Указ) еще два года назад было утверждено Положение о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налогового кредита (далее — Положение). Среди перечисленных в п. 1.3 данного правого акта видов государственной поддержки, оказываемой плательщику индивидуально, предусматривается в том числе и предоставление налогового кредита по решению Главы государства, а также по решениям областных и Минского городского Советов депутатов (по налогам, уплачиваемым в местные бюджеты).

Нет, конечно, из бюджета вашему предприятию никто не собирается перечислять средства для расчета по налогам. Под налоговым кредитом понимается совсем иное — перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей причитающейся к уплате суммы либо ее части (кроме налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации).

В соответствии с Указом в целях оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям отдельным плательщикам могут быть изменены установленные законодательством сроки уплаты налогов в формах отсрочки, рассрочки и налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период его действия.

Согласно п. 8 Положения налоговый кредит может быть предоставлен при наличии одного из следующих оснований:

— при возникновении угрозы экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налогов — на срок от одного года до 3 лет;

— если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер, — на срок от одного месяца до одного года.

При этом срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает и срок его погашения.

Налоговый кредит может предусматривать единовременную или поэтапную уплату налогов, но в отличие от отсрочки или рассрочки, предоставляемых при наличии задолженности по уплате налогов, он предоставляется лишь в отношении сумм налогов, срок уплаты которых еще не наступил.

Положением определены размеры налогового кредита, которые не должны превышать:

— суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит;

— суммы таможенных платежей, подлежащей уплате в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

Как вид государственной поддержки плательщикам налоговый кредит — мера совсем не новая. Ранее порядок его учета был установлен Правилами отражения в бухгалтерском учете организаций налогового кредита, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16.10.2000 № 105 (далее — Правила и Постановление № 105 соответственно). Однако нормы Правил до сих пор не были приведены в соответствие с действующим Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (по состоянию на 13.11.2003).

Министерство финансов Республики Беларусь постановлением от 22.04.2008 № 72 признало утратившим силу Постановление № 105 и утвердило Инструкцию о порядке отражения в бухгалтерском учете налогового кредита (далее — Инструкция № 72), вступившую в силу с 7 мая 2008 г.

Следует отметить, что порядок учета при предоставлении налогового кредита по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) определен п. 10 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16.12.2003 № 176 (по состоянию на 31.12.2004) (далее — Инструкция об учете НДС). Изложенный в Инструкции об учете НДС порядок бухгалтерского учета налогового кредитанесколько отличается от установленного Инструкцией № 72, однако учитывать бюджетные деньги в виде предоставленного налогового кредита следует по тому нормативному акту одинаковой юридической силы, который был принят позднее[1] (т.е. по Инструкции № 72).

Согласно Инструкции № 72 для отражения в бухгалтерском учете расчетов с бюджетом по предоставленным суммам налогового кредита используются сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», к которым открываются субсчета «Налоговый кредит предоставленный» и «Налоговый кредит используемый», а к сч. 86 «Целевое финансирование» открывается субсчет «Налоговый кредит».

Рассмотрим предлагаемый Инструкцией № 72 порядок учета налогового кредита на условном примере.

 

Пример

Предприятию был предоставлен налоговый кредит по НДС сроком на 3 месяца, с 1 апреля по 30 июня. За пользование кредитом предприятие должно до окончания срока его действия единовременно уплатить сумму налогового кредита и проценты по нему в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Ставка рефинансирования, установленная Национального банка Республики Беларусь на дату начисления процентов, составляла 10% годовых и не менялась весь период пользования кредитом.

По истечении срока предоставления кредита предприятие своевременно и в полном размере уплатило НДС и проценты за пользование налоговым кредитом.

Приведем необходимые данные по предприятию:

тыс. руб.

Месяц

Выручка

 

Сумма НДС (ставка 18%) (гр. 2 х 18 / 118)

Сумма налоговых вычетов

Сумма налогового кредита

(гр. 3 – гр. 4)

1

2

3

4

5

Апрель

20 000

3 051

1 800

1 251

Май

21 000

3 203

1 950

1 253

Июнь

22 000

3 356

2 000

1 356

Итого:

 

 

 

3 860

 

Для определения суммы налогового кредита, следует исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

В учете предприятия данные хозяйственные операции отражаются следующим образом:

ДЕБЕТ 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»                        КРЕДИТ 66 «Налоговый кредит предоставленный»

— предоставляется налоговый кредит в течение 3 месяцев: в апреле — 1 251 тыс. руб., в мае — 1 253 тыс. руб., в июне — 1 356 тыс. руб.

Одновременно ежемесячно производится запись:

ДЕБЕТ 66 «Налоговый кредит используемый»                        КРЕДИТ 86 «Налоговый кредит».

— отражена сумма оформленного (предоставленного) налогового кредита: в апреле — 1 251 тыс. руб., в мае — 1 253 тыс. руб., в июне — 1 356 тыс. руб.

По истечении срока предоставления кредита в учете предприятия выполняются проводки:

ДЕБЕТ 86 «Налоговый кредит»               КРЕДИТ 66 «Налоговый кредит используемый»

— 3 860 тыс. руб. — использован налоговый кредит по целевому назначению;

ДЕБЕТ 66 «Налоговый кредит предоставленный»                  КРЕДИТ 51

— 3 860 тыс. руб. — перечислены деньги с расчетного счета в погашение налогового кредита.



[1] В соответствии со ст. 71 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между нормативными правовыми актами необходимо руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой (если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой), действуют положения акта, принятого (изданного) позднее.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР