Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 08/2008

Правила проведения налоговых проверок доработаны

 

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2008 № 17 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124» (далее — Постановление № 17) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124 (далее — Инструкция № 124).

Инструкцией № 124 определены виды налоговых проверок, порядок их организации, методы проведения, порядок проведения процессуальных действий при проведении проверок, требования к составлению актов и справок проверок, порядок рассмотрения материалов проверок, порядок рассмотрения возражений по актам проверок и жалоб на решения по ним.

Постановление № 17 принято с целью приведения норм Инструкции № 124 в соответствие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11» (далее — Декрет № 8), Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2007 № 602 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства» (далее — Указ № 602), Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые Законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее — Закон № 302-З) и Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 301-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины» (далее — Закон № 301-З).

Названными законодательными актами внесен ряд изменений в законодательство.

В частности, Указом № 602 внесены изменения и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 02.10.2003 № 432 «О совершенствовании работы с имуществом, обращенным в доход государства» и от 14.09.2006 № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом».

Декретом № 8 Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 (далее — Положение о госрегистрации), изложено в новой редакции.

В соответствии с Законом № 301-З в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь «О государственной пошлине», а в соответствии с Законом № 302-З внесены изменения и дополнения в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

Таким образом, Инструкция № 124 приведена в соответствие с измененными нормами указанных актов, носящих высшую юридическую силу.

Истребование документов для проверки

Подпункт 6.5 Инструкции № 124 приведен в соответствие с п. 1.5 ст. 81 НК, в частности, уточнено, что при проведении проверок получение должностными лицами налоговых органов от других государственных органов, организаций и физических лиц, необходимых для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информации и документов, в том числе заключений соответ­ствующих специалистов, экспертов, осуществляется на безвозмездной основе.

Внесены изменения в порядок истребования документов при проведении рейдовых проверок. В ходе рейдовой проверки проверяющие вправе требовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) представление документов, подтверждающих приобретение (поступление) перевозимых, находящихся в местах реализации или хранения товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ). Если плательщику (иному обязанному лицу) необходимо время для представления истребуемых документов, проверяющие оформляют письменное требование о представлении документов по примерной форме согласно приложению 7 к Инструкции № 124, которое адресуется (вручается) должностному лицу либо иному представителю плательщика (иного обязанного лица), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Срок предъявления запрашиваемых документов, подтверждающих факт приобретения (поступления, отпуска в места реализации) ТМЦ, которые в соответ­ствии с законодательством должны находиться в местах их реализации (хранения), согласуется должностным лицом налогового органа, производящим проверку, с лицом, которому адресовано требование, о чем делается соответствующая запись в требовании. Срок предъявления запрашиваемых документов должен быть максимально коротким и способствовать завершению проверки в течение этого же календарного дня.

Проведение контрольных закупок

Подпункт 1.13 ст. 81 НК дополнен нормой, позволяющей проводить контрольные закупки не только с использованием белорусских рублей, но и иностранной валюты.

Контрольной закупкой признается искусственно созданная должностными лицами налоговых органов ситуация приобретения ТМЦ без цели их потребления или последующей реализации.

В целях приведения в соответствие с указанной нормой НК внесено изменение в п. 6.12 Инструкции № 124, согласно которому при проведении проверок должностные лица налоговых органов имеют право проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций у плательщика. Соответствующие изменения внесены в п. 107 Инструкции № 124, устанавливающий цели проведения контрольной закупки.

Проведение осмотра

Внесены изменения в порядок осмотра имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли). Глава 25 Инструкции № 124 дополнена нормой, согласно которой осмотр осуществляется проверяющими в присутствии представителя организации или физического лица, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, — в присутствии материально ответственного лица.

Норма, согласно которой в случае отказа материально ответственного лица или других представителей плательщика (иного обязанного лица) присутствовать при проверке вверенных ему ценностей, контрольных обмерах и других действиях, проверяющий вправе их провести без участия указанных лиц с привлечением представителей государственных органов либо работников проверяемого плательщика (иного обязанного лица), определенных его руководителем, исключена.

Таким образом, глава 25 Инструкции № 124 приведена в соответствие с нормами ст. 10.13 «Осмотр» Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, согласно которой осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных и иных предметов осуществляется в присутствии лица, в собственно­сти или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагатель­ства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). К участию в осмотре должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе привлечь специалиста.

Осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица и в их присут­ствии, а при отсутствии согласия — по постановлению органа, ведущего админи­стративный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра и с участием понятых.

Осмотр помещения юридического лица либо индивидуального предпринимателя проводится в присутствии представителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а осмотр помещения, где хранятся материальные ценности, — в присутствии материально ответственного лица.

Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие — в присутствии не менее двух понятых.

Организация проведения проверок

В п. 12 Инструкции № 124 внесено дополнение, согласно которому камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, т.е. данные документы являются предметом проведения камеральной налоговой проверки.

В п. 22 и 47.10 Инструкции № 124 отдельным вопросом, подлежащим проверке налоговыми органами в ходе проведения проверок, был выделен вопрос соблюдения установленного законодательством порядка ввоза пива и его оборота на территории Беларуси. Постановлением № 17 этот вопрос исключен. Вместе с тем налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства при обороте пива в пределах своей компетенции, как и любого другого товара.

 В п. 29 Инструкции № 124 указывались вопросы внеплановых тематических выездных налоговых проверок, которые могли проводиться по решению руководителя налогового органа.

Под тематической выездной налоговой проверкой понимается проверка, в ходе которой изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов.

Постановлением № 17 внесено изменение в п. 29 Инструкции № 124, согласно которому по поручению руководителя налогового органа в обязательном порядке проводятся внеплановые тематические выездные налоговые проверки при обстоятельствах, указанных в п. 5-2. ст. 69 НК. К таким обстоятельствам относятся:

— необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата плательщику (иному обязанному лицу) превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси, над суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— невнесение в установленные сроки в доход республиканского и (или) местных бюджетов денежных средств, полученных от реализации или иного использования имущества, обращенного в доход государства, организацией, которой это имущество было передано на реализацию или иное использование;

— неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства, наличие задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пене при отсутствии на счетах плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения налогового обязательства, и непредставлении в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, — в целях выявления имущества плательщика (иного обязанного лица) и взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) и (или) за счет средств его дебиторов;

— наличие сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

— ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в случаях, когда такие ликвидация или прекращение деятельности осуществляются не по инициативе налогового органа;

— принятие решения о проведении дополнительной налоговой проверки.

Решение о проведении дополнительной налоговой проверки принимается в случае:

— восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского и (или) налогового учета и представления документов бухгалтерского учета, других документов, связанных с налогообложением, в течение сроков, установленных налоговым законодательством;

— получения ответов от государственных органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также поступления информации от налоговых органов других государств либо по их запросам;

— представления плательщиком (иным обязанным лицом) возражений по акту налоговой проверки.

Внесены дополнения в главу 21 Инструкции № 124, устанавливающую особенности проверки организаций, осуществляющих реализацию или иное использование имущества, обращенного в доход государства, или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. Теперь глава 21 распространяется также на проверки индивидуальных предпринимателей и организаторов аукционов, реализующих и использующих такое имущество.

Порядок принятия решений

Внесены изменения в порядок принятия налоговыми органами решения по результатам проверок (глава 49 Инструкции № 124). Установлено, что по результатам проведения инспекцией Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) (далее — инспекция МНС по месту постановки на учет плательщика) выездной и камеральной налоговой проверки одного и того же плательщика (иного обязанного лица) принимается одно решение по двум актам проверок.

Уточнены правила вынесения решений по актам проверок в случае проведения проверок одного и того же субъекта должностными лицами вышестоящего и подведомственного налогового органа.

При проведении выездной проверки вышестоящим налоговым органом, а камеральной налоговой проверки — инспекцией МНС по месту постановки на учет плательщика решение принимается по каждому акту проверки. При этом камеральная налоговая проверка проводится в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения по акту выездной проверки, а в случае обжалования решения по акту выездной проверки — в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения по жалобе.

При проведении проверок одновременно должностными лицами вышестоящего и подведомственного налогового органа акт проверки регистрируются, и решение по акту проверки выносится тем налоговым органом, которому выдано предписание на проведение проверки.

Вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направляет в инспекцию МНС по месту постановки на учет плательщика акт проверки и выписку из акта проверки в течение 2 рабочих дней с даты составления акта проверки, копию решения по акту проверки — в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения по акту проверки для отражения результатов проверки в лицевом счете плательщика (иного обязанного лица), проведения зачета и осуществления контроля за поступлением сумм налогов и пеней.

До составления протокола об административном правонарушении инспекция МНС по месту постановки на учет плательщика обязана уведомить вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, о состоянии лицевого счета плательщика (иного обязанного лица), проведенном зачете и наличии заявления плательщика (иного обязанного лица) о проведении зачета.

После принятия вышестоящим налоговым органом решения по акту проверки в инспекцию МНС, на учете в которой находится проверенный плательщик (иное обязанное лицо), не позднее 5 рабочих дней с даты вручения решения плательщику (иному обязанному лицу) направляются возражения плательщика (иного обязанного лица) и заключение по возражению для приобщения указанных документов к ранее высланному экземпляру акта проверки и обеспечения контроля за поступлением в бюджет налогов, пени. В делах вышестоящих налоговых органов остаются копии либо экземпляр акта проверки со всеми приложениями, возражения плательщика (иного обязанного лица), заключения по возражению, решение, выписка из акта проверки.

Акты проверок по вопросу полноты и своевременности в бюджет денежных средств, полученных от реализации (от иного использования) имущества, обращенного в доход государства или взыскания на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, ранее направлялись (передавались) контролирующему органу, уполномоченному рассматривать материалы о совершенном правонарушении. Согласно внесенным Постановлением № 17 изменениям по акту проверки руководителем налогового органа (его заместителем) в случае неперечисления или несвоевременного перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации или иного использования имущества, выносится решение в соответствии с законодательством.

Рассмотрение возражений и принятие решений по таким проверкам осуществляются в общеустановленном порядке.

Оформление результатов проверок

В п. 16 Инструкции 124 уточнено, что тематические выездные проверки по вопросу наличия дебиторской задолженности для обращения взыскания налогов, сборов, пеней за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) оформляются справкой наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица), а не актом, как это было ранее. Соответствующее изменение внесено в приложение 2 к Инструкции № 124, в котором изложена примерная форма справки наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица). Названная справка является основанием для вынесения решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица), оформления платежного требования.

Результаты проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и организаторов аукционов, осуществляющих реализацию или иное использование имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, теперь могут оформляться актом либо справкой (ранее — только акт). Справка составляется в случае, когда нарушений проверкой не установлено.

Внесены также соответствующее изменения и дополнения в приложение 16 к Инструкции № 124, которое устанавливает форму акта (справки) проверки по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации (от иного использования) имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

В примерных формах справки наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) (приложение 2 к Инструкции № 124), справки выездной (налоговой) проверки (приложение 35 к Инструкции № 124), справки выездной (налоговой) проверки индивидуального предпринимателя (приложение 37 к Инструкции № 124) изменены ссылки на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок ведения книги учета проверок.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2007 № 1284 «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)» (по состоянию на 18.11.2007) утверждены Правила ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий) и форма книги учета проверок (ревизий). Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны оформить книгу учета проверок (ревизий) в соответствии с утвержденной указанным постановлением формой в течение одного месяца с даты их государственной регистрации, а юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, — до 1 февраля 2008 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2001 № 248 «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)», которым были утверждены аналогичные правила ведения книги учета проверок (ревизий) и ее образец, утратило силу.

В новой редакции изложена примерная форма акта налоговой проверки по вопросу правильности взимания государственной пошлины (приложение 39 к Инструкции № 124).

Порядок обжалования решений

Подача жалобы приостанавливает исполнение решения по акту проверки без снятия ареста с имущества и отмены постановления о приостановлении операций по счетам плательщика. Решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимается руководителем налогового органа, вынесшего решение. Ранее такое решение принималось вышестоящим органом, в связи с чем вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение 3 рабочих дней с даты регистрации полученной жалобы, письменно либо телефонограммой извещал инспекцию МНС, вынесшую решение, об обжаловании решения.

Такое изменение обусловлено изменениями ст. 87 НК, согласно которым жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подается в налоговый орган, вынесший решение. Поступившая жалоба в течение 3 дней направляется вместе с делом в налоговый орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее.

Вместе с тем жалоба на действие (бездействие) должностного лица налогового органа, кроме жалоб на действия, связанные с административными взысканиями, подается вышестоящему должностному лицу налогового органа.

С 5 до 3 дней сокращен срок для направления копии принятого вышестоящим налоговым органом решения о рассмотрении жалобы плательщику и инспекции МНС месту постановки на учет плательщика. Либо в этот срок оба экземпляра решения направляется инспекции МНС месту постановки на учет плательщика с поручением о вручении одного из экземпляров плательщику. Указанный срок приведен в соответствие со ст. 88 НК.

Порядок реализации материалов проверок

В связи с изложением в новой редакции Положения о госрегистрации изменены ссылки на нормы данного положения (п. 215 и 216, приложение 46 к Инструкции № 124). Пунктом 216 Инструкции № 124 определено, что в случае установления нарушений требований п. 35.3 Положения о госрегистрации налоговым органом направляется регистрирующему органу представление о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. К таким нарушениям относятся:

— нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

— неосуществление предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщений о причинах неосуществления такой деятельности, за исключением периода исполнения приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью;

— препятствование собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок налоговыми органами.

Иные изменения и дополнения

Иные изменения и дополнения носят редакционный и уточняющий характер.

Так, с целью приведения в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» по тексту термин «алкогольные изделия» заменен термином «алкогольная продукция».

Термин «письменная повестка» заменен термином «уведомление (повестка)», что соответствует терминологии НК. Соответствующее изменение внесено и в приложение 22 к Инструкции № 124, которое содержит примерную форму уведомления (повестки).

Согласно Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь повестка — письменное уведомление о вызове в суд, орган, ведущий административный процесс, для производства процессуальных действий. В иных случаях направляется уведомление.

Термином «письменные опросы (письменные объяснения)» заменен термин «письменные объяснения». Письменные опросы и письменные объяснения оформляются различными документами. Об опросе физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего — физического лица, свидетеля должностным лицом органа, ведущего административный процесс, составляется протокол опроса. Письменные объяснения представляются физиче­скими лицами самостоятельно.

Исключены ссылки в Инструкции № 124 на Закон Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», поскольку он признан утратившим в силу с 1 января 2008 г. Основным законодательным актом, устанавливающим систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирующим властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливающим права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, является НК. В настоящее время принята только Общая часть НК.

 

Материал подготовлен
на основании разъяснений специалистов налоговых
органов Республики Беларусь

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР