Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
FreeCurrencyRates.com

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 06/2008

Экологический налог в 2008 году. Основные изменения

 

Александр ГНЕДОВ, эколог, консультант по обращению с отходами

 

С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения в порядок исчисления и уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога) за захоронение и хранение отходов производства, за импорт и производство тары (пластмассовой, стеклянной, на основе бумаги и картона), а также за импорт товаров, упакованных в эту тару, внесенные Законом Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» и Указом Президента Республики Беларусь от 21.01.2008 № 27 «Об изменении некоторых указов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения». Названными законодательными актами внесены изменения соответственно в Закон Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (далее — Закон об экологическом налоге) и в Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее — Указ № 215).

Захоронение и хранение отходов производства

В части экологического налога за захоронение и хранение отходов производства это следующие изменения.

Во-первых, изменилась формулировка объекта налогообложения. Два ранее отдельных объекта налогообложения объединены в один, и по одному из них сделано уточнение. Вместо ссылки на «объекты размещения», как было ранее, сделана ссылка на «объекты хранения и (или) объекты захоронения». Согласно ст. 2 Закона об экологическом налоге объектом налогообложения являются объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов, объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим.

Как и ранее, плательщикам необходимо отличать следующие обстоятельства, с которым закон связывает необходимость уплаты экологического налога:

1) размещение отходов производства на объектах хранения отходов, т.е. экологический налог за хранения отходов производства;

2) размещение отходов производства на объектах захоронения отходов, т.е. экологический налог за захоронение отходов производства;

3) размещение товаров, утративших свои потребительские свойства под таможенный режим уничтожения и размещение отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения*.

Для уяснения смысла действий, называемых «захоронение» и «хранение» отходов производства, следует применять положения Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон об обращении с отходами), вступившего в силу со 2 февраля 2008 г., с принятием которого Закон Республики Беларусь от 25.11.1993 № 2609-Х11 «Об отходах» признан утратившим силу.

Согласно ст. 1 Закона об обращении с отходами:

— захоронение отходов — это изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования;

— хранение отходов — это содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.

Во-вторых, принципиально изменился порядок исчисления и уплаты налога за захоронение отходов производства. Согласно ст. 5 Закона об экологическом налоге с 1 января 2008 г. платежи за захоронение отходов производства исчисляются владельцами объектов захоронения отходов и предъявляются ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства. Далее собственники отходов производства перечисляют на специальный расчетный счет владельца объектов захоронения отходов исчисленную для них сумму налога. В свою очередь, владельцы объектов захоронения не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, перечисляют в республиканский бюджет фактически полученные от собственников отходов производства суммы налога. Владельцы объектов захоронения отходов также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по платежам за захоронение отходов производства в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Ранее собственники отходов производства самостоятельно исчисляли и уплачивали в бюджет суммы налога за захоронение отходов производства и подавали соответствующие декларации (расчеты). Теперь в результате изменений ответственность за уплату налога несут владельцы объектов захоронения отходов.

В соответствии с Законом об экологическом налоге за захоронение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога. Поэтому при новом порядке исчисления и уплаты платежей за захоронение отходов производства владельцы объектов захоронения отходов должны организовать контроль за соблюдением собственниками отходов лимитов захоронения отходов производства.

Учитывая, что в соответствии со ст. 34 Закона об обращении с отходами, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2005 № 119 «О лимитах, используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих вещества в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и размещения отходов производства» (по состоянию на 29.12.2007) лимиты захоронения отходов производства устанавливаются решением местных исполнительных и распорядительных органов собственникам отходов производства, последние должны информировать владельцев объектов захоронения отходов об установленных им лимитах захоронения отходов производства.

В-третьих, внесены изменения в порядок исчисления и уплаты платежей за хранение отходов производства. В соответствии со ст. 5 Закона об экологическом налоге плательщиками экологического налога за хранение отходов производства являются владельцы объектов хранения отходов, в то время как ранее ими были собственники отходов производства. Но с учетом того что в действительности собственники отходов производства обеспечивают самостоятельно хранение отходов на объектах, владельцами которых они являются, плательщик, по сути, не изменился.

Владельцы объектов хранения отходов исчисляют сумму налога, перечисляют ее в республиканский бюджет и подают соответствующие налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган лишь при возникновении налогового обязательства.

С учетом положений Указа № 215 налогом облагается не весь объем накапливаемых при хранении отходов производства. Так, в соответствии с п. 2-1.8 — 2-1.10 Указа № 215 с 1 января 2008 г. не облагаются экологическим налогом:

— объемы хранения отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных для обезвреживания и (или) использования, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

— объемы хранения отходов производства, используемых и (или) обезвреживаемых по месту их образования в количестве, соответствующем технологическому регламенту процесса использования и (или) обезвреживания отходов производства;

— объемы хранения отходов производства, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, в целях накопления их объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей к местам использования и (или) обезвреживания.

Ранее эти основания освобождения от налога были предусмотрены как условия применения ставки налога 0 руб., что требовало в случае ее применения подавать налоговую декларацию (расчет).

В свете нового порядка налоговое обязательство возникает у плательщика и платежи за хранение отходов производства должны исчисляться владельцами объектов хранения отходов в 15-кратном размере к ставке налога (если нет установленных лимитов) лишь в следующих случаях:

1) когда не имеются оснований для освобождения от налога, т.е. плательщик не имеет документов, предусмотренных законодательством об обращении с отходами, подтверждающих право на освобождение от уплаты налога;

2) когда имеются необходимые документы, но хранение отходов производства осуществляется при нарушении условий освобождения от налога, например при хранении отходов производства, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, свыше объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей к местам использования и (или) обезвреживания.

В-четвертых, отменено исчисление платежей за хранение (захоронение) отходов производства из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога в упрощенном порядке по 1/4 от годовой исчисленной суммы налога ежеквартально для индивидуальных предпринимателей и по 1/12 ежемесячно для юридических лиц.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР