Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 02/2008

Новое Положение о государственной регистрации: изменения существенные и косметические

 

ГАЛИЧ Валентин, ЛАТЫШЕВ Илья, юристы

 

С 1 января 2008 г. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее — Положение) действует в новой редакции, утвержденной Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11» (далее — Декрет № 8). Практически со дня принятия Декрета № 8 многие СМИ заговорили о либерализации и существенном упрощении порядка регистрации и ликвидации, а также об уменьшении срока регистрационной процедуры. Но если внимательно проанализировать этот документ, можно отметить и иные его особенности, обойденные вниманием в публикациях, написанных «по горячим следам».

 

Общие положения 

По аналогии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» Положение теперь позволяет указывать место жительства, подтвержденное штампом о регистрации, в качестве местонахождения частного унитарного предприятия. Такой возможности лишены учредители, проживающие в жилом помещении государственного жилищного фонда.

Положение в новой редакции расширило полномочия регистрирующих органов, возложив на них осуществление функций по согласованию наименований коммерческих и некоммерческих организаций в порядке, установленном Министерством юстиции (далее — Минюст). Ранее, как известно, наименование согласовывалось в самом Минюсте. На момент написания данного комментария порядок согласования наименований еще не был утвержден, а потому оставались без ответа некоторые возникающие в данной связи вопросы. Так, пока не совсем ясно, к компетенции какого органа следует отнести согласование наименований некоммерческих организаций, регистрация которых регулируется иным законодательством, а не Положением (например, согласование наименования фонда). По-видимому, согласование наименований таких юридических лиц по-прежнему останется в компетенции Минюста.

Положение в новой редакции отказалось от термина «регистрационный сбор» в пользу понятия «государственная пошлина». Более того, в Положении вообще отсутствуют конкретные ставки пошлины за совершение тех или иных юридически значимых действий. Указанные ставки в настоящее время определены Законом Республики Беларусь «О государственной пошлине» в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 301-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной пошлины». В отличие от ранее действовавшей редакции Положения, устанавливавшего ставки регистрационного сбора в евро, Закон «О государственной пошлине» в новой редакции исчисляет ставки пошлины, уплачиваемой за регистрационные процедуры, в базовых величинах. При этом размер соответствующих платежей если и изменился, то несущественно.

Обратим внимание на еще одну новую норму комментируемого акта. В соответствии с п. 3 Положения, контроль за проведением государственной регистрации субъектов хозяйствования (в том числе за соблюдением установленного срока ограничения права на обращение за государственной регистрацией), изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования возлагается на Минюст. Таким образом, в новой редакции Положения четко предусмотрено, куда следует направлять информацию в случае нарушения сроков ликвидации, неправомерного отказа в приеме документов и иных нарушений процедуры регистрации со стороны регистрирующего органа.

Обязанность отменена, а необходимость ее исполнения осталась  

Одним из принципиальных нововведений является исключение из компетенции регистрирующих органов проверки учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства.

В то же время п. 28 Положения установлена обязанность регистрирующих органов принимать документы, представленные для государственной регистрации, рассматривать состав и содержание этих документов и исходя из их содержания проверять наличие либо отсутствие фактических обстоятельств, являющихся в соответствии с Положением основаниями для отказа в государственной регистрации, при необходимости разъяснять лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством. А п. 34 Положения содержит норму о том, что государственная регистрация создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы организаций (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), не допускается в случае нарушения установленного законодательными актами порядка их образования или несоответствия учредительных документов законодательству, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами.

 Существующая судебная практика однозначно относит несоответствие учредительных документов законодательству к одному из оснований для отказа в регистрации. Таким образом, получается, что и в отсутствие прямой обязанности регистрирующего органа проверить учредительные документы на соответствие действующему законодательству, такая его обязанность вытекает из содержания п. 28 и 34 Положения.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР